Одежда и Доспехи самурая - Федерация Джиу-Джитсу Нижегородской области

Перейти к контенту

Главное меню:

Одежда и Доспехи самурая

Боевые искусства > Самураи 侍

Одежда

На аудиенцию к сёгуну самураям дозволялось являться только в особой разновидности шаровар - нагабакама, которые были гораздо длиннее обычных, что не позволяло им передвигаться быстро - это являлось своеобразной мерой предосторожности на случай покушения на жизнь правителя.

Как среди сословий, так и внутри самурайского класса не только отношения, но и виды облачения были строго регламентированы. Одежда из шелка была привилегией исключительно представителей высших классов. Крестьяне могли носить только набедренную повязку и груботканую конопляную или хлопчатобумажную одежду.

Повседневная одежда самурая состояла из нескольких деталей, сразу отличавших его от остальных граждан империи. Кроме двух традиционных мечей, заткнутых за широкий пояс, самурая выделяла одежда совершенно особого покроя, называемая рейфуку и состоявшая из широких шаровар - хакама, кимоно с короткими рукавами - косодэ, поверх которого надевалось еще верхнее кимоно, завершала одежду хаори - накидка с короткими рукавами.


В торжественных случаях вместо хаори самураи надевали катагину - куртку без рукавов, с широкими накрахмаленными плечами, придававшими воину более внушительный вид.

Ношение полного самурайского облачения представителями других сословий было строжайше запрещено. Вероятно, потому, что на верхнюю самурайскую одежду (обычно хаори) в пяти местах (два - на рукавах, два - на груди, один - на спине) нашивались небольшие фамильные гербы того рода, к которому самурай принадлежал. Герб был привилегией представителей исключительно высшего общества - самураев и аристократии. Однако некоторые детали костюма, а именно хакама (на них герб не ставился), в особо торжественных случаях дозволялось надевать ремесленникам и торговцам. Те элементы комплекта, на которых носились родовые гербы, назывались монцуки, или "одежда с гербами". Самурайский веер, разделенный на железные секции, служил не только опахалом, но и хорошим средством защиты при возможном нападении.

На ноги самураев надевались таби - плотные белоснежные носки с отделенным большим пальцем, разновидность обуви зависела от обстоятельств, в которые попадал самурай. В походы надевались простые соломенные сандалии - варадзи, в дождливую погоду, чтобы не запачкать таби, использовали тэта - деревянные сандалии на колодках, сбоку напоминающие по форме букву "П". Переход с летней формы одежды на зимнюю происходил в 1-й день 9-го месяца, а с зимней на летнюю - в 5-й день 5-го месяца.

Доспехи


Японские воины применяли доспехи в виде цельнометаллических нагрудников и шлемов еще в период Яёй. Но вместе с прогрессом технологии обработки железа и усовершенствованием техники изготовления оружия менялись и доспехи, призванные защищать от него. Период расцвета искусства изготовления доспехов пришелся на эпохи Хэйан и Камакура - время зарождения самурайства, и с тех пор они почти не менялись. Некоторые изменения коснулись их внешнего вида только в конце периода Адзути-Момояма (1573-1603), что положило начало двум их разновидностям - ёрои, изготовленные до XVI века, и гусоку - военное облачение более поздних периодов.
Доспехи надевали непосредственно перед сражением или в особо торжественных случаях. В остальное время они бережно хранились на почетном месте. В походах же, в зависимости от размера лат, их носили или в лакированном ящике за плечами, придерживая обеими руками, или в специальном сундуке, который несли двое слуг.

Помимо шнуров определенного цвета, которыми скреплялись доспехи, другим опознавательным знаком самурайских группировок на поле боя были небольшие флаги с родовыми гербами - сасимоно, крепившиеся на задней части домару, и гербы на шлеме.

Крупные военачальники в особых случаях, таких как начало сражения, посольство или визит к господину, надевали поверх доспехов безрукавную хлопковую накидку - дзимбаори. Прерогативой военачальников высокого ранга был металлический боевой веер гумпай для руководства ходом сражения и самозащиты.



Японские доспехи отличались подвижностью и возможностью использования некоторых отдельных деталей. Панцирь (харамаки или домару) делался из металлических пластин, обернутых в кожу, которая для прочности покрывалась лаком. Харамаки был порой единственной защитой пехотинцев и представлял собой простой нагрудник, доходящий до паха, домару - короб со шнуровкой на боку, позволявший защищать также и спину. Всадники, всегда знатные самураи высокого ранга, носили более помпезное облачение ёрои, бывшие предметом особой гордости семьи. Части доспехов скреплялись между собой шелковыми или кожаными шнурами, чтобы подтягивать или распускать их до нужного размера. Шнуры изготавливались из шелка того цвета, который соответствовал традиционным цветам клана воина.

Шлем кабуто заслуживает особого упоминания, так как наравне с доспехами являл собой настоящее произведение искусства и отражал духовные и эстетические ценности владельца. Он делался из нескольких железных пластин, скрепленных в виде полусферы. В верхней части существовало отверстие для вентиляции и выпуска косички. Красная краска, покрывавшая шлем изнутри, включая и сам козырек, должна была придавать лицу устрашающий красноватый оттенок. На стороне затылка были закреплены подвижные пластины, защищавшие шею от удара сзади. По бокам располагались загнутые назад пластины, не позволявшие воину упасть лицом в грязь, как в прямом, так и переносном смысле. На лобовой части крепились металлические зеркальца, похожие на рога, предохранявшие от сглаза и амортизирующие удары - кувагата. Шлем был дополнен маской, вносившей в облик воина отпугивающий элемент и принимавшей на себя часть давления от трехкилограммового кабуто. Иногда им пользовались как щитом, отбиваясь от стрел или от ударов мечом. У пеших воинов низких рангов был распространен легкий конусообразный шлем - дзингаса, дававший больший обзор и служивший в походах обычным котелком.

Кирилл Самурский

 
Поиск
Назад к содержимому | Назад к главному меню