TOIDE - Федерация Джиу-Джитсу Нижегородской области

Перейти к контенту

Главное меню:

TOIDE

Боевые искусства > Каратэ-до 空手道

ТОМАРИ - МЕСТО СТАРОГО TOIDE

Tomari-te – не просто школа или стиль, а часть традиции, где сохранено старое окинавское искусство Тойдэ.

Боевое искусство, которое сейчас часто называют Каратэ, произошло из Тойдэ, название, которое китаец Куан Фа впервые описал в том виде, в каком это боевое искусство было представлено на Окинаве в конце 18-го и начале 19-го веков. До этого времени практически никакие источники не раскрывали истинной истории этого боевого древнего искусства Окинавского архипелага.

Военное искусство Тойдэ было широко представлено китайскими должностными лицами в дипломатических миссиях, китайскими торговцами, которые поселились на Окинаве, и выходцами богатых семейств, которые отбывали в Китай, чтобы улучшить свои занятия, культуру, и также изучить военные искусства, что было обязательным для системы образования представителей благородного сословия. Часто в названии боевого искусства фигурировала китайское название «Тайцзытуйшоу».

Метод безоружной борьбы Тойдэ активно использовался в обучении членов имперской охраны Окинавы, одновременно с этим стиль был также распространен среди гражданских жителей, особенно представителей из дворянских классов и богатых торговцев, которые могли заплатить за получение индивидуальных тренировок у мастеров, большинство которых были офицерами безопасности императорского дворца и немногочисленными сотрудниками секретных служб правительства, которым поручали негласное поддержание общественного порядка и закона в маленьком королевстве Рюкю.

С исчезновением Королевства Окинавы и его японской аннексией как префектуры, кризис безработицы и бедность обеспокоили Окинаву, и некоторые из офицеров безопасности, называемые «чикундун пейчин» (chikundun peichin) начали учить Тойдэ любых обеспеченных людей, чтобы получить хотябы немного денег на жизнь. Цель занятий продолжала оставаться той же самой: самозащита, здоровье, и философия, согласно древней китайской традиции.

Тойдэ было особенно развито в городах Сюри (Shuri), старой столице Королевства Рюкю и Наха (Naha), текущей столице, и меньше в городе Томари (Tomari).

То, что сегодня принято называть каратэ началось с движения, развиваемого Итосу Анко (Itosu Ankoh) с целью подготовки в физическом и в психологическом отношении воспитанников начальных и средних школ, а также чтобы подготовить будущих новобранцев для японской армии. Для этих целей Тойдэ было серьёзно изменено так, чтобы можно было преподавать его в больших группах как физическую и как морально-психологическую практику, при этом исключив практически все смертельные аспекты этого метода борьбы.

В своей практике Итосу (Itosu) следовал за примером модификации из Джиу-джитсу (Jiu-jitsu) в Дзюдо (Judo) осуществляемого Дзигоро Кано (Jigoro Кано). В результате модернизации Итосу Анко (Itosu Ankoh) старое боевое искусство Тойдэ получает новое название каратэ-джитсу (karate-jitsu), чтобы подчеркнуть, что это новое искусство стало теперь чисто окинавским, а не китайским. Позже, когда Каратэ(Karate/Toide) стало официально известным в Японии, это стало началом объединения ряда смежных дисциплин Будо (Budo). Благодаря деятельности Итосу (Itosu) и Хигашионна (Higashionna), каратэ-джитсу (karate-jitsu) становится гражданским искусством самозащиты.

Падение феодальной структуры Окинавы и ликвидация класса самураев делает многих из них «безработными» в послереформенной Японии. Многие из представителей военного сословия стараются изыскать ресурсы для выживания, осваивая новые профессии, начинают преподавать различные направления Тойде или работают наёмными телохранителями.

Каратэ-джитсу (karate-jitsu) более активно реформировалось в Сюри (Shuri) и в Наха (Naha). Томари (Tomari) также имел своих мастеров, но они по большей части не принимали серьёзного участия в этом процессе, возможно, потому что в своём большинстве они были простыми людьми – Томари (Tomari), был в основном городом рыбаков. Тем не менее, большинство последователей Итосу (Itosu) прибыло именно из Томари (Tomari) от мастера по имени Гусукума (Gusukuma) и от мастера из Наха (Naha) Нагахаьа (Nagahama), а не только от мастера Сокон Матсумура (Sokon Matsumura), как принято считать в большинстве исторических очерков.

Мастер Гусукума (Gusukuma) изучал и практиковал ката Аннан (Annan), и Джион (Jion), полученные им от буддийского монаха, называвшегося «Анан» (также Ahnan или Anan). От Гусукума (Gusukuma) к Итосу (Itosu) также попали ката Найфанчи (Naifanchi) I и II, Рохай (Rohai), Ваншу (Wanshu), Чинтэй (Chintei), и Джион (Jion). Позднее Итосу (Itosu) создал личную форма ката Джион (Jion), и двух ката Сай (Sai), а также Джиттэ (Jitte) и Джиин (Jiin).

Наиболее известные мастера стиля Томари были Косаку Матсумора (Kosaku Matsumora) (1829-1898), Кокан Оядомари (Kokan Oyadomari) (1827-1905) и Гикей Ямазато (Gikei Yamazato) (1835-1905). Они были так же учениками китайского монаха Анана и мастера Асон (Ason), китайского военного специалиста пребывавшего на Окинаве.

Анан в свое время потерпел кораблекрушение вблизи побережья Окинавы. Здесь же он стал практиковать и развивать традицию стиля Томари. Будучи ранее морским пиратом, после кораблекрушения он изменил свою жизнь, нашел убежище на кладбище в горах Томари, проживая в пещере и занимаясь духовной и физической практикой. Традиция Окинавы гласит, что это был именно тот мастер, который преподавал ката Чинто (Chinto) мастеру Сокон Матсумура (Sokon Matsumura).

Мастера Матсумора (Matsumora) и Оядомари (Oyadomari) были также ученики двух местных мастеров: Кишин Терия (Kishin Teruya) (1804-1864) и Гико Уку (Giko Uku) (1800-1850). У мастера Терия (Teruya) они изучали ката Пассай (Passai), Рохай (Rohai), и Ваншу (Wanshu), и у мастера Уку (Uku) изучали ката Найфанчи (Naifanchi). Мастер Терия (Teruya) считал Матсумора (Matsumora) истинным мастером. Кроме того мастер Матсумора (Matsumora) был также экспертом в Джо-джитсу(djo-jitsu) (работе с палкой среднего размера 100 – 120 см.) по школе Диген-рю (Jigen-ryu).

Наиболее известными мастерами из Томари в XIX - XX столетии были Косаку Матсумора (Kosaku Matsumora), Кокан Оядомари (Kokan Oyadomari) и Гикей Ямацато (Gikei Yamazato).

Этими тремя большими мастерами стиля Томари (Tomari-te) было сформировано следующее поколение мастеров: Нио Суейоши (Nio Sueyoshi) (1846-1920), Кинин Кинжо (Kinin Kinjo) (1856-1897), Гики Явмацато (Giki Yamazato) (1866-1947, сын Gikei), Сейкичи Накаема (Seikichi Nakaema) (1866-1932), Кохо Куба (Koho Kuba) (1870-1942), Камадо Хига (Kamado Higa) (1871-1930) и Котатсу Иха (Kotatsu Iha) (1873-1928). Косей Накамото (Kosei Nakamoto) (1890-1967) был преемником Кохо Куба (Koho Kuba).

У Котатсу Иха (Kotatsu Iha) сформировались следующий преемники: Сейяу Накасонэ (Seiyu Nakasone) (1893-1967), Гисей Маэда (Gisei Maeda) (1899-1983), Косей Иха (Kosei Iha) (1891-1967), Коко Оядомари (Коко Оyadomari) (1882-1908), Сейджин (Seijin) "Одноглазый" Тогучи (Toguchi) (1895-1937), Чоджин Куба (Chojin Kuba) (1904-1989), Сошин Нагаминэ (Shoshin Nagamine) (1906-1990). Преемником Сейкичи Нагаминэ (Seikichi Nakaema) был его брат, а затем его сын, Моритоши Накаэма (Moritoshi Nakaema).

Оядомари Кокан (Oyadomari Kokan) передал искусство каратэ двумя своим сыновьям, Котсу (Kotsu) и Конин (Konin), а Секичи Хокама (Seikichi Hokama) был учеником обоих братьев.

Имя Чотоку Кьян (Chotoku) Kyan и Мотобу Чоки (Мotobu Choki) также связано с традицией Томари, как и имя Шимабукуро Татсуо (Shimabukuro Tatsuo). Несколько позже и Сошин Нагаминэ (Soshin Nagamine), также обучался с Мотобу (Мotobu)…

История, повторенная в нескольких окинавских источниках гласит, что официальным преемником мастера Anan был Косаку Матсумора (Kosaku Matsumora). Незадолго перед возвращением в Китай, Анан (Anan), ставший уже известным монахом и наставником, дал Матсумора (Matsumora) пергамент с рисунком женщины в боевой стойке, держащую ветку сосны в одной из рук. Предоставляя эту традицию, как символ возрождения тайны школы Томари. Этот символ засвидетельствовал передачу учения от мастера к ученику, будучи прототипом диплома. Но, какой смысл имеет этот символ, что он передает? Женщина означает легкость, хитрость, проворство, которые являются характеристиками легкого стиля, полного хитрости и маневров. Женщина-воин это дух школы. Ветка сосны символизирует полное знание, представляет передачу знания через поколения и способность каждого реализоваться в стиле.

Интересно, что Матсумора (Matsumora) и Оядомари (Oyadomari) в жизни были близкими друзьями, они активно сотрудничали, обменивались своими ката и индивидуальными методами тренировки. Каждый из этих двух мастеров предоставлял возможность своим ученикам свободно практиковать технику и ката в додзё друг друга, так что стиль Томари (Tomari-te) становилось уникальной и ещё более универсальной системой. Не смотря на это, существовали также и маленькие различия между стилистикой Томари в исполнении Матсумора (Matsumora) и в исполнении Оядомари (Oyadomari), так например Оядомари (Oyadomari), несколько позже создал свою собственную версию Пассай (Passai), известного как Оядомари-но-Пассай (Oyadomari-no-Passai), в то время как Матсумора (Matsumora) сохранил оригинальное исполнение Passai в стиле Томари, которое было несколько короче. Всё это не мешало мастерам всю жизнь совместно развивать боевое искусство, непрерывно его обогащая. Сейчас сохранились обе эти две версии, известные как Томари-но-Пассай Дай (Tomari-no-Passai Dai) и Томари-но-Пассай Шо (Tomari-no-Passai Sho).

Каратэ-джитсу (karate-jitsu) того времени было гражданским искусством для самозащиты, позволявшим также поддерживать хорошую физическую форму и сохранять здоровье. Фактически, это было главной причиной, по которой многие обеспеченные родители заказывали своим детям тренировки с известными мастерами. Мастер преподавал в доме ученика за определенную оплату или просто по дружбе.

Распространения открытых массовых классов на публике практически не было, потому что практика поединков активно запрещалась с целью поддержания общественного порядка, так как власти создавали серьёзные препятствия для развития этого типа деятельности.

Выбор мастерами учеников тогда был очень тщательным, потому что они были во многом ответственны за любые проблемы, которые их ученики и последователи могли причинить людям. Случалось, что молодой будока, чувствуя себя уже экспертом в боевом искусстве после двух или трех лет обучения, мог убить кого - то в результате вызова на поединок, учебного поединка или неграмотного преподавания. Поэтому каждый мастер крайне осторожно и внимательно относился к допуску потенциальных последователей к занятиям и еще более щепетильно к признанию занимающегося учеником, ближним учеником или инструктором. Для каждой стадии были характерны разнообразные расписки, характеристики, доверенности и признания, которые оформлялись письменно и впоследствии стали ассоциироваться с аттестационными дипломами и сертификатами на различные ученические и мастерские степени с правом преподавания или без такового. Не реже одного раза в два или три года каждый ближний ученик и инструктор должен был отчитываться перед мастером, показывая уровень владения техникой и искусством наставника, а старшие мастера должны были представлять на смотр своих учеников, которых оценивал глава школы и старшие наставники. Таким образом, возникала традиция проведения «мастерских смотров», которые сегодня часто имеют название «чемпионатов по технике и ката». Программа для каждой школы или стиля основывалась на некой «обязательной и произвольной» программах демонстрации ката, бункай, разнообразных технических комплексов классического для данной школы стиля или авторских наработок старших мастеров. Такие мастерские смотры способствовали выявлению группы молодых мастеров, которые наиболее полно владели искусством школы и составляли её «золотой фонд». Руководители школ не стремились к выявлению «самого лучшего» как в турнирах по поединкам, так как во всех направлениях основополагающим был принцип: «Пусть расцветут тысячи цветов». Выделенная группа молодых мастеров поощрялась, но с точки зрения современной спортивной психологии они не получали никаких особых льгот или преимуществ. Было очень престижно быть отмеченным высшими наставниками школы и получить подтверждение в правильности и глубине познания канонов школы, а в будущем также представлять на мастерские смотры своих учеников.

В дальнейшем по мере специализации каждого из стилей и самостоятельности в развитии каждого из известных мастеров и их последователей стала более заметна обособленность, а часто и самодостаточность, что неминуемо вело к обуживанию специализации и потере многих технических элементов. Так часть школ совсем отказалась от комплексной комбинаторики, работы с оружием и постепенно превратилось в современные стили спортивного каратэ-до очень далекого от своей первоосновы, аналогичные стилистике предложенной известным мастером и реформатором Гичином Фунакоши. Другие школы наоборот сохранили только боевой арсенал приемов и практиковались в рамках служебной подготовки армии, полиции и секретных служб. Третьи постепенно переместились в ту же плоскость, что и великие реформаторы современных боевых искусств как Кано (Kano), Уэсиба (Uesiba) и последователи этих стилей практикуют техники сходные с разделами традиционного (неспортивного) дзюдо (judo) или айки-джитсу (aiki-jitsu). Четвертые постарались сохранить переданные им наставниками комплексы без их последующей трансформации и модернизации. Таким образом большинство сегодняшних последователей практикуют множество разновидностей, в каждом из которых существует частичка старого искусства Тойдэ.

БАЗОВЫЕ КАТА СТАРОГО ТОЙДЕ

1. Sanchin
2. Gojushiho
3. Seisan
4. Seiyunchin
5. Suparimpei
6. Naifanchin-1
7. Naifanchin-2
8. Naifanchin-3
9. Passai dai
10. Naifanchin sho
11. Chintei
12. Cheinto
13. Wanshu
14. Rohai
15. Kusanku dai
16. Kusanku sho
17. Useishi
18. Pechurin

 
Поиск
Назад к содержимому | Назад к главному меню