ИСТОРИЯ КАТА
(Kata) (яп. 型 или 形): 1. Форма; образ (также «кэй», «гё», «ката-ти»),
Enkei - круговая форма. Seihokei — квадрат.
Mukei — бесформенный; не имеющий образа.
Genkei — прообраз; прототип.
В каратэ данное понятие обозначает строго определенную последовательность атакующих и защитных приемов, разучиваемых учеником с целью научиться побеждать противника. Ката включает различные движения, призванные помочь отразить атаку воображаемого противника, а также провести успешную контратаку. С давних времен различают три принципиально разных вида ката, имеющих различное назначение. В современных ката все принципы, на которых основаны эти разновидности, как правило, тесно взаимосвязаны. Это затрудняет истолкование ката и ведет ко многим недоразумениям.
В современных стилях каратэ используют многие традиционные ката. Некоторые из них — например, джион — сформировались еще в Шаолиньском монастыре. Другие возникли на основе традиционных ката или же, попав на Окинаву и в Японию, полностью видоизменились. Впрочем, во всех окинавских и японских ката просматривается основополагающая концепция, характерная для китайских боевых искусств.
ПРИЧИНЫ ВЛИЯНИЯ КИТАЙСКИХ КАТА НА ОКИНАВСКОЕ БОЕВОЕ ИСКУССТВО
Первоначально сама идея «ката» зародилась в Китае. В Средние века жители Окинавы поддерживали оживленные отношения с Китаем. Так, на Окинаву проникали китайские Тао, то есть ката. Они оказали немалое влияние на окинавскую систему самозащиты — тэ, — практиковавшуюся здесь с давних пор. Влияние китайского боевого искусства было так велико, что со временем тэ разительно изменилось, превратившись в новое боевое искусство, получившее название «тодэ», а впоследствии - окинавское тэ, или окинава-тэ. Это оригинальное боевое искусство, на основе которого позднее сложилось каратэ, в одинаковой мере коренилось как в китайской цюаньфа, так и в традиционном тэ. Влияние китайских тао объясняется, прежде всего, тремя основными факторами:
• В XVI веке очень сильное влияние на окинавскую культуру оказали так называемые «36 китайских семейств». Эти семейства осели в Кумэмуре, в районе Нахи, и обучили жителей Окинавы важнейшим традициям своей культуры: каллиграфии, сельскому хозяйству и боевому искусству. В генеалогии многих из окинавских знатоков боевых искусств нового времени — например, МАТАЁШИ или ЯГИ МЭЙТОКУ- можно найти эпизод, когда кто-то из их предков начал изучать боевые искусства в Кумэмуре.
• Кроме того, в былые времена многие жители Окинавы специально приезжали в Китай, чтобы изучать там боевые искусства. Самые яркие примеры тому: ХИГАСИОННА КАНРЁ, КОДЗЁ ОЯКАТА и УЭТИ КАНБУН. Через много лет они возвращались на Окинаву, разучив некоторые китайские ката, которые ложились в основу их стилей.
• Третья причина, по которой китайские ката попадали на Окинаву, заключалась в том, что между Китаем и Окинавой поддерживались дипломатические отношения и это обусловило постоянное присутствие на Окинаве китайских военных атташе. Многие из них были мастерами китайской цюаньфа. Самые яркие примеры тому: ВАНЬШУ (1683) и КУСАНКУ (1761).
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В КАТА НА ОКИНАВЕ
На Окинаве китайские тао видоизменялись. Их приспосабливали к взглядам на боевое искусство, бытовавшим среди мастеров тодэ. Старинные окинавские мастера тодэ поначалу не могли правильно понять тонкие китайские приемы, основанные на гимнастике цигун, и истолковывали их как чисто технические приемы, к которым они привыкли в тодэ. Жители Окинавы, не сведущие в эзотерических искусствах и науках китайцев, имели слабое представление о жизненно важных точках человека а ещё меньше разбирались в даосской и буддийской философии. Так, поначалу они были не в состоянии даже правильно толковать китайские тао. Изощренная философия боевого искусства, сложившаяся в Китае, была непонятна окинавцам. Не имея необходимой подготовки и не располагая нужными знаниями, они не понимали, как воздействовать на жизненно важные точки тела противника, как координировать жизненную энергию, как согласовывать технические приемы с определенным психическим состоянием и как укреплять свое здоровье, выполняя те или иные движения. Поэтому они отказывались выполнять движения, непонятные им или не соответствовавшие их концепции, то есть их взглядам на боевое искусство, сложившимся на основе тодэ. Итак, китайские тао (ката) влияли на окинавское тодэ, но в то же время сами менялись под влиянием тодэ. Постепенно сложилась своя особая школа боевого искусства, чьи принципы коренились как в окинавской практике боевых искусств, так и в китайской традиции. Впрочем, прошли долгие годы, прежде чем окинавское тэ превратилось из боевой системы, в которой основное внимание уделялось физической силе, в подлинное боевое искусство, которое вполне могло сравниться по своему содержанию с китайскими боевыми искусствами. Подобная метаморфоза произошла лишь примерно около 1850 г.Китайские ката, попав на Окинаву, первым делом укорачивались (многие китайские ката насчитывают от 150 до 200 движений). Ведь окинавское боевое искусство требовало очень большого физического напряжения и выдержать такие длинные цепочки различных атакующих и защитных приемов (ката) было невозможно.
2
Кроме того, менялись названия ката, перенятых окинавскими мастерами, поэтому сейчас довольно трудно определить их китайские корни. Китайские идеограммы ката не всегда сохранялись, поскольку жители Окинавы, употребляя китайские фонемы, искажали их в соответствии с местным, окинавским, произношением. У мастеров тодэ были две возможности совершенствовать свое боевое искусство:
• Многие мастера тодэ учились у китайских мастеров — либо у китайцев, живших на Окинаве, либо сами уезжали в Китай. Они досконально постигали сокровенные тайны (гокухи) китайского боевого искусства. Именно их заслуга в том, что по своему содержанию окинавское тэ мало в чем уступает китайской цюаньфа.
• Другие мастера тодэ не интересовались эзотерической подоплекой китайских тао (ката) и лишь перенимали отдельные технические приемы, обогащая арсенал приемов тодэ. Боевое искусство, созданное ими, сохранило динамические и практические аспекты окинавского тэ. В свою очередь они вносили изменения в китайские тао (ката), что и привело к формированию окинавских ката.
Как предполагают, в большинстве случаев те и другие процессы, описанные нами, протекали одновременно. Это привело к разительной метаморфозе китайского боевого искусства на Окинаве и становлению совершенно новых его разновидностей. Впрочем, сами ката - серии отдельных приемов — не были для мастеров тодэ чем-то совсем неизвестным. Так, в кобудо еще до приезда на Окинаву мастера Кусанку имелись свои собственные ката. Такие ката, как ваньшу и пассай старше, чем кусанку. Ведь идея окинавских ката не заимствована из Китая, а восходит к традиционным старинным народным танцам (одори), очень популярным среди жителей Окинавы. Однако эти ката содержат лишь набор отдельных приемов; они лишены глубокого эзотерического содержания (гокухи), которое впоследствии станет основой «внутреннего учения» в боевых искусствах.
Весьма вероятно, что первые «секреты» окинавских ката заключались в том, что местные мастера перенимали бытовавшую в средневековом Китае привычку зашифровывать боевые элементы при выполнении тех или иных движений таким образом, что непосвященный человек не мог понять подлинный смысл этих элементов. Кроме того, окинавские мастера держали в тайне сами ката, доверяя их лишь своим ученикам. Именно этим можно объяснить тот факт, что вплоть до появления ката пинан в 1905 г. никто, как ни пытался, не мог разгадать тайну окинавского тэ. Так, японцы, захватившие Окинаву еще около 1600 г., проявляли большой интерес к местному боевому искусству, но прошло почти четыре столетия, прежде чем окинавские мастера стали демонстрировать им свои ката. Простолюдины, также не имевшие возможности посещать занятия в додзё, называли культивировавшееся на Окинаве боевое искусство «рэймё тодэ», или «симпи тодэ», что в переводе означает «тайное китайское боевое искусство». Если непосвященный и разучивал какие-то элементы ката, то без помощи мастера все равно не мог расшифровать смысл этих приемов. Подобное положение дел не изменилось по сей день. Как и прежде, сокровенные тайны каратэ (гокухи) доверяются лишь внутренним ученикам (учи дэши), особо приближенным к мастеру.
ОКИНАВСКАЯ СИСТЕМА КАТА
Исследователи, изучавшие историю каратэ, установили, что многие ката бытовали на Окинаве уже в начале XIX в. Их различные толкования, модификации и логические продолжения породили все то многообразие ката, которое известно нам теперь. На Окинаве обучали этим ката в школах Шури-тэ, Томари-тэ и Наха-тэ. В то время эти ката еще не были, как сейчас, сгруппированы в целые комплексы. Впрочем, каждая отдельная ката, как и сегодня, представляла собой законченный боевой стиль. Лишь со времен СОКОНА МАЦУМУРЫ из Шури и КОСАКУ МАЦУМОРЫ из Томари в школах (додзё) стали изучать сразу несколько ката, что, в конце концов, привело к становлению оригинальных окинавских стилей. Даже опытному мастеру непросто было изучить ката других школ. Каждая ката хранилась в строгой тайне. Никто не мог изучить ката без помощи учителя. Долгое время держалась в тайне даже личность мастера, ведь японские самураи из клана Сацумы, захватившие остров, неизменно пытались выследить школы (додзё), где занимались боевыми искусствами. В старину окинавские мастера, как правило, знали лишь одну ката, которая и составляла основу их боевого стиля. Окинавские мастера часто создавали свои собственные варианты традиционных ката, зашифровывая в них свое личное видение боевого искусства, свою концепцию, а также свои специфические приемы. Они обучали этим вариантам ката своих учеников, которые опять же обучали им своих учеников, что и привело к появлению в различных стилях каратэ множества самых разнообразных ката. Особую роль сыграла школа Итосу из Шури, чьи мастера, как никто другой, постигли систему ката окинавского тэ.
Сейчас уже нельзя точно установить, какие именно ката относились к Шури-тэ, какие к Наха-тэ, а какие — к Томари-тэ, ведь после 1850 г. большинство ката изучали не в рамках какой-то одной определенной школы, а сразу в нескольких школах окинавского боевого искусства. Исключение представляла разве что школа Наха-тэ, поскольку здесь не разучивали ката стиля Шорей-рю ввиду того, что акцент в них делался совсем на другие элементы, чем в стиле Шорин-рю. Что же касается шури-тэ и томари-тэ, то в обеих школах каратэ практиковали те же самые ката — только с различными вариациями, характерными для той или иной школы. Мы причислили большинство ката к школе томари-тэ, поскольку там их начали практиковать, однако следует помнить о том, что именно в школе Итосу из Шури эти ката приняли тот самый вид, в котором позднее стали известны в Японии.
Ниже перечислены старинные окинавские ката:
ШУРИ-ТЭ НАХА-ТЭ
Пассай (Бассай) Найханчи (Тэкки)
Кусанку (Канку) Санчин
Усейши (Годзюшихо) Сайфа
Чинтэ Сейюнчин
Хакуцуру Курурунфа
Сейсан (Хангецу)
ТОМАРИ-ТЭ Шисочин
Дзичин Супаринпей
Джион Сейпай
Джиттэ (Дзюттэ) Сансейру
Рохай (Мейкё)
Чинто (Ганкаку)
Ванкан
Вансу (Эмпи)
Нисейши (Нидзюшихо)
Сочин
Унсу
В этом перечне первое название ката — синоокинавское. Иногда второе название ката также является синоокинавским, как, например, в случае с ката рохай, которую называют еше «лорэй». Названия, заключенные в скобки, приняты в настоящее время в Японии (там названия большинства ката были в свое время изменены, однако не все новые названия прижились). Они приводятся в том случае, если отличаются от окинавских названий. Десять из перечисленных старинных ката относятся к школе наха-тэ: санчин, сайфа, сейсан, сэйпай, сейюнчиин, шисочин, курурунфа. супаринпэи, найханчи и сансэру. Все эти ката, кроме найханчи, включил в наха-тэ ХИГАСИОННА КАНРЁ. Ката санчин, сансэйру и сейсан были заимствованы из Китая несколько иным путем и в несколько иной форме. Их перенял УЭЧИ КАНБУН, включив в созданный им стиль «уэчи-рю». В этом стиле, в частности, практикуют исполнение ката санчин, не сжимая ладони в кулак. Ката найханчи первоначально практиковалась в уже не существующей школе каратэ шорей, к которой принадлежали мастера от АСОНА до ТОМИГУСУКУ. По какой-то странной причине данная ката не была включена в стиль годзю-рю, близкий этой школе. Зато она вошла в стиль шорин-рю, где и поныне практикуется в самых разных вариантах, например, в стиле шотокан - под названием «тэкки».
Все традиционные ката, практикуемые в настоящее время в стиле годзю-рю, бытуют в версии ХИГАСИОННЫ КАНРЁ. Первоначальное происхождение этих ката до сих пор вызывает вопросы. Хигасионна стал обучать этим ката на Окинаве и создал на их основе стиль наха-тэ, позднее трансформировавшийся в стиль годзю-рю. В качестве названия многих ката стиля шорей используются китайские числа, которые символизируют эзотерические буддийские концепции. Так, название ката «супаринпэй» переводится как «сто восемь» (108). В буддизме это число обозначает сто восемь дурных страстей, обуревающих душу человека. По старинной традиции, в последний день года ровно в полночь в буддийских храмах 108 раз бьют в колокол, чтобы отогнать злых духов от людей. Число 108 (супаринпэй) представляет собой троекратное сансэйру (сансэйру, написанное китайскими иероглифами, означает 36). Три, умноженное на 36, символизирует прошлое, современность и будущее.
В свою очередь сансэйру (36) представляет собой 6, умноженное на 6. Первая шестерка символизирует глаза, уши, нос, язык, тело и дух. Вторая шестерка символизирует цвет, голос, вкус, запах, прикосновение и справедливость.
Сэйпай соответствует числу 18 и представляет собой произведение двух чисел — 6 и 3. В данном случае 6 символизирует цвет, голос, вкус, запах, прикосновение и справедливость, а три — добро, зло и мир.
Другие ката принадлежат к стилю шорин-рю, объединяющему школы шури-тэ и томари-тэ. Поскольку города Шури и Томари расположены недалеко друг от друга, затруднительно точно определить происхождение этих ката, поэтому данный вопрос остается предметом дискуссий. Мы исходим из того, что ката кусанку, пассай, усэйши и Чинтэ — это эксклюзивные ката стиля шури-тэ, хотя ката кусанку (по линии ЯРА - КЬЯН — НАГАМИНЭ) и пассай (по линии СЁНДЗЯ - ОЯДОМАРИ -КЬЯН) играли также большую роль в томари-тэ. Ката усэйши (годзюшихо) — это один из лучших образцов школы Итосу, а чинтэ — чисто китайская ката, происхождение которой остается неизвестным. К школе томари-тэ относятся ката дзиттэ, дзичин, джион, рохай, ванкан, ананку, вансу и чинто. Впрочем, их практиковали также и в школе шури-тэ, где они играли не менее важную роль, чем в томари-тэ. Поэтому их с полным основанием можно назвать также ката школы шури-тэ.
4
Ката вансу и чинто тоже восходят к школе томари-тэ и, например, по сей день практикуются в стиле мацубаяши-рю. Однако их японские варианты сложились в школе Итосу в городе Шури.
Ката сочин, нисэйши и унсу — это типичные ката школы Ниигаки (линия ЯРА - ТОГУТИ - НИИГАКИ -КЬЯН). которая располагалась в Томари. В Японии их популяризовал, главным образом, МАБУНИ КЭНВА. Помимо этих старинных, традиционных ката, имеются другие ката, сформировавшиеся лишь в начале XX в. Так, в стиле годзю-рю МИЯГИ ЧОДЖУН создал две ката гэкисай (дай ичи и дай ни), а также ката тэншо, причем последняя была упрощенным вариантом роккишу. Обе ката гэкисай содержат чересчур утрированные движения, нехарактерные для стиля годзю-рю. Мияги составил их. чтобы преподать молодым людям представление о каратэ. Ката санчин Мияги, практикуемая сейчас в стиле годзю-рю, восходит к старинной ката хигаонна санчин. ИТОСУ АНКО, «священный кулак шури-тэ», создал кусанку шо, шихо кусанку, бассай шо и две последние ката тэкки. Мастер ФУНАКОШИ включил в свой стиль лишь оба варианта тэкки. Однако впоследствии его ученики стали практиковать в школе Шотокан и другие ката, созданные Итосу. Дальнейший вклад в распространение ката канку шо и бассай шо внёс ЧИБАНА ЧОШИН. В настоящее время эти ката практикуют в основном в стиле кобаяши-рю. В 1905 г. мастер Итосу создал несколько разновидностей ката пинан (хэйан). Начиная с 1907 г. этим ката официально обучают в школах Окинавы. Итосу сделал акцент на оздоровительных элементах, в значительной мере исключив боевые приемы, и потому ката пинан стали доступны широкому кругу занимающихся; в то же время боевые аспекты этих ката остались недоступны пониманию большинства. Мастер Итосу включил в шури-тэ также ката сейсан в версии Хигасионны, видоизменив ее, а затем эта ката вошла в стили вадо-рю и шотокан-рю. МАБУНИ КЭНВА создал ката дзюроку, мёдзё и аояги, включенные им в стиль шито-рю. Основатель школы Сюкокай ТАНИ ТЁДЗИРО создал на основе старинной ката ананку собственную версию ката — ханэнко — и включил ее в свой стиль. Происхождение самой ката ананку неизвестно. Сегодня ее практикуют также в стиле мацубаяши-рю.
КОНЦЕПЦИЯ КАТА ИТОСУ
Почти четыре столетия сохранялись враждебные отношения между исконными жителями Окинавы и захватившими ее японцами. Лишь на рубеже XX в. наметилось некоторое сближение между двумя народами. Благодаря этому завеса тайны, долгое время скрывавшая каратэ от непосвященных, начала рассеиваться. Традиционные мастера окинавского каратэ, как и прежде, были настроены категорично против публичной демонстрации каратэ, однако некоторые из них - и, прежде всего, ИТОСУ ЯСУЦУНЭ - надеялись с помощью каратэ укрепить здоровье и поднять жизненный дух нации. Поэтому Итосу обратился в Департамент образования, предложив ввести каратэ в качестве обязательного предмета во всех школах Окинавы, что и было одобрено властями. Однако поступок Итосу вызвал волну протестов среди мастеров каратэ, хранивших классические стили этого боевого искусства. Поэтому Итосу отказался от преподавания традиционных ката, заменив их новыми, придуманными им ката — такими, как пинан или тэкки. Он изменил саму концепцию каратэ, исключив опасные боевые приемы и сделав упор на оздоровительных элементах, в частности, включив в новые ката многие приемы китайской гимнастики цигун. Так, наряду со старыми стилями каратэ появилось новое каратэ, которое можно было преподавать школьникам. Мастер Фунакоши, приехав в Японию, стал преподавать именно это каратэ, а не то, которому обучал его учитель — АДЗАТО АНКО.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ КАРАТЭ В ЯПОНИИ
Вопреки всем стараниям окинавских учителей традиционного каратэ, преподававших это боевое искусство в Японии начиная с 1922 г., окинавские ката, попав в Японию, в значительной мере обесценились и утратили свой подлинный смысл. Впоследствии, когда каратэ превратилось в спортивную дисциплину, его тайный эзотерический смысл был предан забвению. Когда в 20-е гг. в Японии получило распространение окинавское каратэ, островная держава была охвачена милитаристскими настроениями, которые позднее подтолкнули японских империалистов к участию во Второй мировой войне. Националистические устремления усердно разжигались различными политическими организациями. Страна стремилась превратить весь Азиатский континент в зону своего политического и экономического влияния, вытеснив оттуда европейцев и американцев. Особый, первоочередной интерес японских властей вызывала Маньчжурия. В университете Такусоку принялись готовить специалистов по Маньчжурии. Именно в это время, когда страну захватила волна национализма и нетерпимости к другим нациям — особенно к китайцам, — мастер Фунакоши покинул Окинаву и переехал в Японию.
В 30-е гг., когда шла подготовка к войне с Китаем, в Японии были запрещены все названия китайского происхождения. Это побудило мастера Фунакоши заменить старинные китайские названия ката (в том числе и само название «каратэ») японскими наименованиями, что вызвало решительные протесты окинавских мастеров, но, в конце концов, новые наименования укоренились и на Окинаве. Вот по какой причине одни и те же ката бытуют сейчас сразу под тремя названиями: исконным китайским, окинавским прочтением этого китайского названия, а также новым японским названием. Так, например, китайское название «кусанку» превратилось на Окинаве в «косокун», а затем, уже в Японии, трансформировалось в «канку».
5
Впрочем, не все бытующие сейчас ката носят японские названия. Мастер Фунакоши переименовал лишь те ката, которые считал наиболее характерными для каратэ и которым обучал. Так, многие ката, получившие известность в Японии лишь после Второй мировой войны, сохранили свои китайские или окинавские названия. Однако названия ката не всегда совпадают с названиями старинных китайских тао и даже не всегда похожи на них, что весьма затрудняет исследование истории этих ката. Порой китайские ката, попав на Окинаву, переименовывались здесь; их называли именами людей, которые впервые знакомили с этими ката окинавских мастеров (такое случилось, например, с ката, известной нам по названию «кусанку»). Когда в Японии переименовывали ката, старались выбрать название, которое как-то внешне соответствовало бы этой ката. Между тем старинные китайские Тао неизменно получали название, которое отражало их сокровенный внутренний смысл. Так, например, в Японии название ката «Чинтэ» переводится как «редкая рука». Это объясняют тем, что данную ката редко практикуют. Однако «chin» в слове «chinte» (тинтэ) - это окинавское название китайского понятия «дяньсюэ». Аналогичная идеограмма сохраняется в ката санчин, сочин, сэйюнчин, шисочин и чинто (ганкаку). Все эти ката указывают на принадлежность их к различным школам китайского дяньсюэ.
ИЗМЕНЕННЫЕ СТРУКТУРЫ
Несмотря на то что каратэ в Японии претерпело серьезные изменения по политическим причинам, все равно остается непонятным, почему, когда каратэ завоевало мировую популярность, его мастера отказались от традиционных ценностей этого боевого искусства, передававшихся из поколения в поколение на протяжении двух с лишним тысячелетий. Мы полагаем, что причина коренится в том, что отдельные стили каратэ были взяты под опеку различными руководящими организациями, которые после Второй мировой войны стали ставить свои собственные интересы превыше ценностей традиционного каратэ. На протяжении двух тысячелетий у ката сложилась своя внешняя форма, наполненная особым смыслом. Различные внешние эффекты скрывают смысл ката. Вот почему суть занятий боевыми искусствами с давних пор заключалась в том, что, тренируясь в выполнении различных формальных приемов, ученики стремились к постижению сокровенного смысла ката. Этот потайной смысл получил название «гокухи» ( «сокровенные тайны») или «окудэн» ( «тайное предание»). Секреты гокухи непрерывно передавались на протяжении веков от мастеров к их «внутренним ученикам» (учи дэши) или «ученикам в тени» (кагэ дэши). Наоборот, различным приемам каратэ (вадза) с давних пор обучали даже тех учеников, которые рассчитывали, что само знание этих приемов принесет им какую-то пользу. Сама личность мастера была гарантией сохранения сокровенного смысла различных стилей (рю) каратэ. Никто не имел права преподавать боевые искусства, не получив «мэнкё кайдэн». Традиционные линии наследования стилей (рю), при которых на протяжении поколений эти стили передавались от одного мастера к другому, не допускали никакого вмешательства посторонних. Лишь подлинные мастера могли обучать каратэ других. Пока такое положение дел сохранялось, внешние эффекты не могли подменить суть каратэ. Однако в последние десятилетия все изменилось. В настоящее время главенствующая роль в развитии различных стилей каратэ принадлежит отдельным организациям, в руководcтве которых представлены в основном функционеры и почти не встречаются подлинные мастера. Боевые искусства превратились в доходный бизнес. Они утратили подлинное содержание, получив взамен блестящую оболочку. С тех пор как были созданы крупные федерации, занимающиеся развитием боевых искусств, возникли две линии наследования традиций: «внешняя линия» федераций и «внутренняя линия» мастеров. Для тех, кто придерживается внешней линии, старинные ката представляют собой простой набор технических приемов, который самим занимающимся кажется лишь данью следования традициям, ведь подлинный смысл этого набора приемов никто уже не может истолковать. Когда окинавские ката, проникнув в Японию, легли в основу спортивного каратэ, изменились все аспекты каратэ (бункай). Внутренний смысл приемов был предан забвению, и это исказило саму формальную технику каратэ, ведь все его приемы пришлось заново, причем ошибочно, интерпретировать. Так, изощренные приемы самозащиты, рассчитанные на воздействие на жизненно важные точки противника, оказались лишены всякой психологической подоплеки. Знание кюсё (дзинтай кюсё; жизненно важные точки тела) вообще перестали преподавать. В итоге был предан забвению подлинный смысл приемов самозащиты в каратэ, а эзотерические аспекты ката были утрачены, в то время как формальное выполнение этих приемов оценивалось теперь точно по тем же критериям, что и спортивная гимнастика. Поэтому каратэ перестало быть искусством самозащиты и превратилось в чисто спортивную дисциплину. Мастера спортивного каратэ стали развивать свою собственную концепцию этого боевого искусства, которая оказалась несовместимой с тысячелетней традицией ката. Почти во всех школах (додзё) мира эту новомодную концепцию каратэ (дзю кумитэ) называют «каратэ-до». Подлинное каратэ-до, как и прежде, основывается на ката. Занятия ката (ката гэйко) позволяют воплотить в душе человека весь многообразный смысл Пуги (До) и претворить его в опыт. Многие современные тренеры по каратэ даже не знают, что спортивное каратэ возникло лишь в Японии, в то время как в традиционных додзё его вообще не практиковали. Формирование современной концепции кумитэ, предпринятое Японской ассоциацией каратэ (JKA), привело к окончательному разрыву с мастером ФУНАКОШИ (Шотокан) и становлению той ветви каратэ, которая получила впоследствии наименование «спортивного каратэ» и завоевала популярность во всем мире.
Вернер Линд
«Энциклопедия Боевых Искусств»