С последней четверти XIVв. и до второй половины XVI в. в Японии снова и снова вспыхивали феодальные распри, и правители пытались собрать силы для объединения разрозненных княжеств. И именно в это время сформировалась новая, изощренная система боя, получившая имя дзю-дзюцу(柔術)известная также под названиями “явара”(柔), “ва-дзюцу”(和術), “тай-дзюцу”(体術) , когусоку-дзюцу(小具足
術),ёрои кумиути-дзюцу (鎧組討術), “кумиути-дзюцу“ (組討術), “торитэ-дзюцу“ (捕手術), хобаку(捕縛) и.т.д.
С широкой точки зрения, основанной непосредственно на традиции классических школ боевых искусств Японии, дошедших до наших дней, под общим понятием дзюдзюцу, появившимся в обиходе в конце XIV века, традиционно подразумевают системы, обобщающие и систематизирующие опыт ведения схватки на поле боя, против вооружённого или невооружённого противника, без оружия или с использованием минимального вооружения, включая скрытое оружие какуси-буки (隠し武器). Кроме того, этот термин иногда использовался, в контексте тактики и стратегии боя с основными видами оружия, которыми был вооружён японский воин. Профессиональные войны того времени относились к дзю-дзюцу, как к системе, дополняющей воинские навыки владения основными видами оружия, приоритетным из которых был меч.
Поэтому, при изучении мокуроку(目録) различных школ фехтования мечом, часто можно встретить в их техническом арсенале, различные техники, которые можно отнести к дзю-дзюцу, которые формировались внутри школы, или заимствовались из школ дзю-дзюцу, по преемственности обучения или клановому принципу. В основном эти техники представляли собой контрприемы от захватов за различные детали меча, такие как кодзири (окованный кончик ножен), цука (рукоять меча), сая (ножны), или захваты за руки, или обхваты корпуса, с целью не дать возможность противнику блокировать меч, или руки фехтовальщика.
Эти техники объединялись в раздел цука сабаки но бу (柄捌之部) и включали в себя приёмы цука-отоси(柄落し)-сброс с рукояти, цука-таоси(柄倒し)-сваливание рукоятью, кодзири-гаэси(鐺返し)-выкручивание кодзири, кодзири-домэ(鐺止め)-фиксация кодзири. Также к технике дзю-дзюцу можно отнести раздел муто-дори но бу(無刀捕之部)- обезоруживания противника вооружённого мечом , включая его захват хобаку(捕縛) и связывание хаянава(早縄).
Необходимо отметить, что практически все школы периода Сэнгоку Дзидай (戦国時
代) можно охарактеризовать как рюха хэй-дзюцу(流派兵術) то есть, школы военных искусств, обучавших ведению схватки на поле боя. Деление на более точную спецификацию школ произошло значительно позднее.
Этот процесс можно проследить на дошедшей до нас школе фехтования Мусо Дзикидэн Эйсин-рю (無双直伝英信流), восходящей к легендарному создателю иайдо,
Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото Сигэнобу (林崎甚助重信) , который жил между 1543 и 1617 годами на территории современной префектуры Канагава. Достаточно сложно отследить, биографические сведения о нескольких поколениях мастеров стиля, за исключением обрывочной информации, но упоминание об одном из них, Хасэгава Мондоносукэ Эйсин, будет важна в контексте рассматриваемого нами вопроса. Согласно Бугэй рюха дайдзитэн (武芸流派大事典), более детальная систематизация стиля произошла при непосредственном влиянии 7-го мастера системы Хасэгава Мондоносукэ Эйсин (長谷川主税助英信). Он изучал иайдзюцу у Нобусады в Эдо и приобрел репутацию исключительно искусного фехтовальщика. Утверждают, что он трансформировал многие техники, и что это именно он изобрел стиль, в котором техники выполнялись с мечом, вставленным за пояс режущей стороной вверх. Существует версия, что именно Хасэгава Эйсин ввёл название "Мусо Дзикидэн" (無双直伝), - несравненный, беспрерывно передаваемый (от учителя к ученику) стиль. При этом он использовал название более древней школы комплексного воинского искусства Мусо Дзикидэн-рю хэй дзюцу (無双直伝流兵術・柔術), 19 главным мастером которой он являлся.
Судя по сохранившимся мокуроку, первоначально школа Хасэгава Эйсин-рю (長谷川英信流), как и многие школы периода воюющих провинций, представляла собой комплексную военную систему.
На период 1668 года, когда школой руководил Хасэгава Мондоносукэ Эйсин, в технический каталог (мокуроку) входили следующие разделы:
Иайдзюцу(居合術) : сэйдза 11 техник(正座十一本),татэхидза 10 техник(立膝十本),тати ути курай 10 техник(太刀打位十本),цумэ ай 10 техник(詰合十本),дайсё дори 15 техник(大小捕十五本), кодати 6 техник(小太刀六本),дайкэн дори 10 техник (大剣捕十本), оку иай 20 техник(奥居合二十余本); Вадзюцу (和術):торитэ(捕手), торинава(捕縄), татиай(立合),когусоку (小具足), усиро татиай (後立合), когусоку вари(小具足割),хонтэ
無雙直傳和義目録 1726年 無双直伝和術目録 – Фрагмент Мусо дзикидэн ваги мокуроку
ватари(本手移) всего 64 техники; Бодзюцу(棒術) : боай 5 техник (棒合五本), татиай 8 техник(太刀合八本),утибо12 техник (打棒十二本), гурумабо 10 техник(車棒十本); Рэнхо (錬法) :гэкикэн хо (撃剣法),кодэн кумиути хо (古伝組討法), бо рэнко хо (棒錬功法) ; Все боевые методы создаваемые различными школами того периода, проходили глубокую селекцию и были важной составляющей частью различных военных систем Гундзин кумиути-дзюцу (軍人組討術) предназначенных для использования на поле битвы. Их можно охарактеризовать как Катю-будзюцу (甲冑武術) или Йорои кумиути (鎧組討) , методы ведения схватки между противниками одетыми в доспех, имеющими приоритетное значение при обучении в период Сэнгоку Дзидай (戦国時代) - Эпоха сражающихся провинций 1467-1568, или Сухада бу-дзюцу (素肌武術), борьба без доспехов, получившая распространение в период Эдо Дзидай (江戸時代) - Эпоха Эдо 1603-1867).
Древнее дзю-дзюцу ставило целью достижение полного контроля над врагом. Победить в схватке, как с использованием оружия, так и без него, было первостепенной задачей средневековых воинов. Поэтому наиболее воинственная часть феодальных правителей древней Японии, готовясь к критически важным для них битвам, была крайне заинтересована в обучении своих воинских формирований закрытым, тайным системам дзю-дзюцу. Эта историческая тенденция создала уникальную модель развития определенной формы дзю-дзюцу в соответствии с географической территорией и особенностями феодальных кланов.
В общих теоретических принципах дзю-дзюцу, законы кинематики движений основаны на максимально эффективном использовании силы и принципов военной стратегии, используемых при отработке боевых приемов и навыков группового взаимодействия, которые, в конечном счёте, объединялись в сложную и замысловатую комбинацию оборонительных и наступательных методов в различных условиях. Обратимся в связи с этим к изданию «Новый учебник по дзюдо, дарующему свободу убивать и оживлять» (Саккацу дзидзай дзюдо син кёхан 殺活自在柔道新教範), который использовался в процессе обучения в отделениях Дай Ниппон бутоку кай.
Пусть вас не смущает термин «дзюдо», который на различных исторических этапах использовался как синоним дзю-дзюцу. Помимо различных технических приёмов, большую часть учебника занимают вопросы ведения боя в особых условиях, принятые в стилевых направлениях дзюдзюцу Кито-рю (起倒流) и Син-но синдо-рю (真之神道流), а так же извлечение из «Буё хикэцу дзё»( 武用秘訣鈔) — (Выписки сокровенных секретов о делах военных). Это различные способы применения технических приёмов при ведении боя на горном склоне, в лодке, на деревянной или каменной лестнице, при солнечном или лунном свете, поединок внутри дома и другие методы, разработанные специально для применения в затруднительных ситуациях. Кроме того, там же рассматриваются различные ситуационные варианты жизнеобеспечения в целях ограждения себя от внезапного нападения. К этому разделу относились правила размещения на ночлег в гостинице во время путешествия, перемещения пешком ночью, выхода и входа через двери и так далее. По этой небольшой характеристике можно увидеть, что дзю-дзюцу периода Тайсё (1912-1926), когда и был составлен учебник, в своей основе уже не имевшее столь большого практического влияния при обучении военных формирований, сохранило основу комплексного боевого искусства, объединявшего систему навыков жизнеобеспечения, рукопашной схватки как с оружием, так и без него, а также методы военной стратегии, основанные на их функциональном применении в различных типовых ситуациях.
Чтобы понять феномен формирования технической базы древних школ дзюдзюцу, обратимся к технической программе одной из древнейших школ Такэноути-рю (竹内流 ). Технический арсенал школы представляет собой легендарную летопись воинских странствий «Муся сюгё». В ней описывает то, как патриархи школы путешествовали по провинциям Японии, встречались с различными мастерами воинских искусств и, побеждая в смертельных поединках с ними, оставляли предания, формируя технический потенциал школы, давая приёмам названия поверженных ими противников. Так появились Гэмба-домэ-но кото — приём, которым был повержен Гэмба, Накамура-домэ-но кото — приём, которым был повержен Накамура, и многие другие.
По оценки различных исследователей, к концу эпохи Эдо в Японии насчитывалось более 700 официально зарегистрированных школ дзю-дзюцу и сходных традиций. Ведущими школами, выделяющимися своей мощью, изощренностью и эффективностью являлись Такэноути-рю(竹内流), Ёсин-рю(揚心流), Кито-рю(起倒流), Кираку-рю(気楽流), Араки-рю(荒木流), Асаяма Итидэн-рю(浅山一伝流),
Куки синдэн-рю(九鬼神流), Сэкигути Синсин-рю(関口新心流), Ягю Синган-рю(柳生心眼流
), Тэнсин Синъё-рю(天神真楊流), Син-но Синдо-рю(真之神道流), Сибукава-рю(渋川流) и другие.
Некоторые школы, дошедшие до наших дней, такие как Такэноути-рю (竹内流), Кираку-рю ( 気楽流 ), Сибукава-рю ( 渋川流 ) и другие, сохранили не только генеалогическую преемственность, но и что важно, передают практически без изменений техническую программу школы, как комплексного воинского искусства. Некоторые известные школы такие как Сэкигути-рю(関口流), Мусо Дзикидэн Эйсин-рю( 無双直伝英信流), Энсин-рю иай суемоно кэнпo (円心流居合据物剣法) и многие другие, в последствии разделились на отдельные технические направления, дзю-дзюцу, иайдо или бо-дзюцу. И хотя они имеют общую историческую традицию, но на сегодняшний день существуют отдельно Сэкигути-рю дзю-дзюцу и Сэкигути-рю батто-дзюцу(関口流抜刀術), Хоки-рю иай-дзюцу(伯耆流居合術) и Хоки-рю дзю-дзюцу, и таких примеров можно приводить множество.
Что бы перейти к рассмотрению непосредственно школ дзю-дзюцу, необходимо определиться с тем, что под общим понятием школа (рю), можно понимать боевую традицию, отличающуюся от военной подготовки (рэнпэй) не только техническим арсеналом и методами стратегии, но что более важно, философскими концепциями, передаваемыми на основе учений основателя школы и зафиксированного в специальных “каталогах” мокуроку (目録).
片山伯耆流小具足目録- Фрагмент мокуроку Катаяма хоки-рю когусоку
При изучении исторических материалов можно увидеть, что большинство древних школ дзю-дзюцу (古流柔術), как уже отмечалось ранее, формировались на основе селективного метода и несомненно, что многие современные, существующие на сегодняшний день системы, Гэндай дзю-дзюцу (現代柔術) имеют прямые исторические связи с древними традициям и правильно упомянуты как традиционные военные школы.
Для изучения феномена Ко-рю дзюдзюцу ( 古 流 柔 術 ) — цветистого и разнопланового боевого искусства Японии, менее всего подвергшегося реформации, в настоящее время, кроме прямого контакта с японскими наставниками, в основном используются исторические и литературные работы, а также Дэнсё (свитки передачи) различных школ. Что касается этих документов то к ним нужно относиться с большой осторожностью, так как большинство Дэнсё древних школ являются рукописными копиями, выполненными в более поздний период, и по оценке экспертов их подлинность бывает весьма сомнительна, их при желании можно найти в различных букинистических магазинах в Японии.
Также некоторые школы в рвении придать значимости своей технике, шли на определённые документальные фальсификации, так как предание школе значимости, по линии преемственности, значительно улучшало социальный статус её наставника и возможность более высокого заработка.
Поэтому, даже носителям традиции, имеющим документальную базу, приходиться заниматься достаточно серьёзными историческими исследованиями, для установления истинны, и не всегда при этом успешно, так как путаница в датах, названиях мест, школ, фамилиях, собираемая по различным альтернативным историческим источникам имеет значительные несоответствия.
Выступление школы Сабури-рю со-дзюцу (佐分利流槍術 )на фестивале старинных школ воинских искусств проходящем в Осака (大阪優勝大会)
Обзор школ дзюдзюцу.
При рассмотрении традиционных школ, мы кратко обратимся к школам дзю-дзюцу, которые участвовали в историческом событии создания стандартных ката дзю-дзюцу (дзюдо) Великой Японии (大日本武徳会制定柔術形), или являлись ответвлениями - рюха ( 流 派 ) этих школ, а соответственно тем или иным образом способствовали формированию и развитию дзюдо. Об Ассоциации воинской добродетели Великой Японии, организации, ставшей краеугольным камнем японского будо, мы ещё поговорим отдельно. Что же касается комиссии по разработке ката дзю-дзюцу (дзюдо) Великой Японии, то помимо Кано Дзигоро (嘉納治五郎), который возглавлял эту комиссию, в качестве его заместителей вошли Хирацука Кацута (平塚渇太) Ёсин-рю, Яно Хироцугу (矢野広次)Такэноути санто-рю, Сэкигути Дзюсин (関口柔心) Сэкигутирю,Тоцука Хидэми (戸塚英美) Ёсин ко-рю, Хосино Кумон (星野九門)Ситэн-рю, Катаяма
Такаёси (片山高義) Ёсин-рю, Эгути Ядзо (江口弥三) Кюсин-рю, Инадзу Масамицу (稲津政
光) Миура-рю, Ямасита Ёсиаки (山下義昭) Кодокан, Исогаи Хадзимэ (磯貝一) Кодокан, Ёкояма Сакудзиро (横山作次郎)Тэндзин синъё-рю, Кодокан, Нагаока Суити (永岡秀一) Кодокан, Такэно Сикатаро (竹野鹿太郎)Такэноути-рю, Танабэ Матаэмон (田辺又右衛門) Фусэн-рю, Имаи Коитаро (今井行太郎) Такэноути-рю, Осима Хикосабуро (大島彦三郎) Такэноути-рю, Сато Хокэн (左藤法賢) Кодокан, Мокити Цумизу(津水茂吉)Сэкигути-рю, Аоянаги Кихэй (青柳喜平) Сосуйсицу-рю.
明治 39 年 7 月 24 日 大日本武徳会制定柔術形 Комитет по созданию стандартных ката дзю-дзюцу и дзюдо Великой Японии. 24 июля 1906 года
1. Традиция школы Такэноути-рю коси-но мавари (竹内流腰之廻).
Поскольку на сегодняшний день не существует более точных исторических и документально подтверждённых исследований, по фактической документации и подтверждениям дэнсё (свитки передачи), находящимся в руках у исследователей, школу Такэути-рю (или Такэноути-рю) можно рассматривать как одну из древнейших, если не самую древнюю, среди существующих школ дзю-дзюцу. Школа Такэноути-рю была основана в период Mуромачи (室町時代) 1532 -1573, Такэноути Накацукаса-но тайфу Хисамори (Такэноути Тоитиро) (竹内中務太夫久盛). Созданную им систему он назвал «когусоку коси-но мавари»(古具足腰之廻).
Основу когусоку-дзюцу составляли приемы боя малым оружием, направленные на убийство противника, а также приемы захвата противника живьем- торидэ (捕手) и связывания его.
Первоначально технический арсенал школы составляли пять приёмов торидэ божественной передачи - Синдэн торидэ гокадзё (神伝捕手五ヶ条), семь приёмов для захвата и быстрого связывания противника приёмами - Хаянава нанкадзё (早縄七ヶ条), 25 приёмов Коси-но мавари – нидзю гокадзё (腰之廻りの二十五ヶ条) и семьдесят два приёма убийства и реанимации – Саккацу хо нанадзю никадзё (殺活法七十二ヶ条). Приёмы когусоку коси-но мавари можно классифицировать, как приёмы боя коротким мечом длинной около 37 сантиметров, в сочетании с ударами, бросками и болевыми контролями, которые применялись войнами, одетыми в доспех на поле боя. Важным разделом обучения когусоку коси-но мавари, являлся раздел торитэ, в котором изучались приёмы захвата и пленения противника, которые по видимому и сформировали прообраз последующего технического развития школы.
Позже школа разделилась на две линии, которые существовали в провинции Мимасака (ныне - префектура Окаяма). В школе изучают искусство дзю-дзюцу (柔術) ,торитэ (捕手), коси-но мавари( 腰之廻) , когусоку( 古具足) , бо-дзюцу (棒術), кэндзюцу (剣術) , иай-дзюцу (居合術) , нагината-дзюцу(長刀術) , ходзё-дзюцу (捕縛術) , стратегию, философию и т.д. В школе принята пяти ступенчатая система изучения техники. Первый уровень называется тасся (達者)- «Человек достигший успехов», второй называется мокуроку(目録)- «Перечень основных приёмов», третий уровень называется дзиро(次郎) -«Второй сын», четвёртый уровень называется мэнкё(免許) «Мастерская лицензия» и наконец обладатели степени мэнкё, выдающиеся своим морально-этическим совершенством и боевыми навыками удостаиваются степени инка ( 印可 ) -«Разрешающая печать». Своим расцветом, школа обязана, второму патриарху Такэноути Хитатиносукэ Хисакацу (竹内常陸介久勝) и Такэноути Каганосукэ Хисаёси (竹内加賀介久吉) являющегося третьим патриархом, добавивших к когусоку коси-но мавари, приёмы китайского кэнпо и цинна, которые они изучали у китайских поселенцев обосновавшихся в Нагасаки. В этот период школа достигла высокого совершенства, превратившись в комплексное воинское искусство сого бу-дзюцу (総合武術).
Школа Такэноути-рю, сохраняется и в наши дни усилиями семьи Такэноути. Хотя стиль Такэноути-рю, который можно увидеть сегодня, достаточно сильно отличается от своего древнего предка.
В качестве ответвлений Такэноути-рю следует назвать школы Араки-рю,(荒木流) , Араки син-рю (荒木 新 流 ), Такэноути санто–рю(竹内三統流), Сосуйсицу-рю куми ути коси-но мавари (双水執流組討腰之廻) , Катаяма хоки-рю коси-но мавари (片山伯耆流腰之廻) , Рикисин-рю(力信流) , Такаги-рю(高木流) , Хонтай ёсин-рю такаги-рю (本體楊心高木流), Сингэцу мусо янаги –рю (心月無想柳流), Иппо-рю (一歩流), Намба Иппорю ( 難波一甫流), Намба Иппо синдэн –рю(難波一甫真傳流), Фусэн-рю (不遷流)и др.
総目録 竹内柔術の技法体系(1842年)
Технический каталог школы Такэноути-рю
初伝 専手・12手 返投・8手 居業捕・10手
中極意 清眼・5手 腰廻捕・6手 小具足捕・6手 打合捕・5手
奥伝 奥斉手・8手 甲身捕・12手 後捕脇捕・4手
神伝 悴家之捕手・5手 付武者搦 必勝5ケ条 十三ケ大秘
竹之内流初傳之巻 - Такэноути рю сёдэн но маки - фрагмент свитка начальной передачи школы Такэноути рю
2. Традиция школы Сосуйсицу-рю куми ути коси-но мавари (双水執流組討腰之廻).
Предание гласит, что школа Сосуйсицу-рю была основана в 1650 году Футагами
Ханосуке Масааки(二神半之助), самураем клана Отомо, правившего провинцией БунгоТакэда( 豊後竹田 ) находящейся в юго-западной части префектуры Оита (大分県). Футагами Ханосуке прошёл обучение в школе Такэноути-рю у основателя школы Такэноути Хисамори и позже, отделившись от школы Такэноути-рю, основал собственную школу, которую назвал Футагами-рю (二神流). Однако, он чувствовал, что его методы были не совершенны, и чтобы улучшить их, он решил отправиться в воинские странствия по Японии. Однажды он остановился в местности Ёсино(吉野町) , находящийся в области Ямато(大和), современная префектура Нара(奈良県), которая славилась своей природной красотой В величавой неподвижности гор, он в течение тридцати семи дней обучался бу-дзюцу, оттачивая различные аспекты своей школы и искал духовного просветления, молясь буддийскому божеству Атаго Дайгонгэн (愛宕大権現).
После тридцати семи дней суровой аскезы, он спустился в долину. Пристально вглядываясь в воды реки Ёсино, Футагами Ханосуке заметил, что в одних местах течение воды плавно, а вокруг камней образуются бурлящие водовороты, которые позже, сливаясь в один поток, образуют плавное течение. Долгие годы обучения боевым искусствам и формированию духа, слились в духовное просветление сатори. В этот момент он понял основополагающие принципы своёй школы. В честь чистых и плавных вод реки Ёсино, он переименовал название своей школы Футагами-рю, в название Сосуйсицу-рю (双水執流).
Другой самурай клана Отомо, Матахичи Ситама, будучи другом Футагами Ханосуке пригласил его для проживания и совместных занятий бу-дзюцу город Ногата(直方市), который находится между городами Кокура и Фукуока на острове Кюсю. Футагами принял это предложение и переехал на некоторое время в Ногата, где раскрыл основы обучения его школы Матахичи Ситама. С того дня, в течение больше чем 200 лет семейство Ситама сохранило традиции обучения Сосуйсицу-рю в Ногата .
Одиннадцатый наследный мастер школы, Ситама Ягоро Мунэцуна(舌間弥五郎宗綱) являлся вторым сыном семьи Сибата в Фукуока. Он был принят Ситама семейством, в возрасте 15 лет. Ситама Ягоро Мунэцуна кроме обучения Сосуйсицу-рю , был обучен в школе стрельбы из лука Огасавара-рю ябусамэ (小笠原流鏑馬),школе дзю-дзюцу Кюсин-рю(扱心流), школе Оги-но-сасаки-рю хидзюцу(荻野佐々木流火術), известной школе монастыря Хозоин, Хозоин Яри-дзюцу(宝蔵院流槍術), а также верховой езде бадзюцу(馬術).
Двенадцатый наследный мастер школы Ситама Синго Мунэцугу ( 舌間真吾宗継 ) был третьим сыном Усихара Масанори в Фукуока. Он обучался под руководством Ситама Мунэцуна и в конечном счете был принят в семейство Ситама после вступления в брак с одной из представительниц семьи Ситама. Он стал сихан Сосуйсицу-рю и открыл своё собственный додзё которое получило название "Сэйрэнся". В 1868 году он ввёл метод "Сэнбондори" (1000 схваток), строгий и истощающий метод обучения, который до сих пор существует в додзё Сэкириукан в Фукуока. Он погиб в период самурайского восстания Саиго Такамори, который со своими сторонниками хотел восстановить Сёгунат.
Четырнадцатый наследный мастер школы Аояги Кихэй Масатоси(青柳喜平) родился 18 октября 1871 в семье торговца. Он стал учеником Ситама Бота Мунэцуны, тринадцатого наставника школы, ещё ребёнком и оставался под его опекой, обучаясь в додзё в течении восемнадцати лет. После смерти Мунэцуны, в 1895 Аояги возглавил школу, ожидая преемника, чтобы вернуть школу в семью Ситама. В 1906 он в составе мастеров традиционных стилей дзю-дзюцу и дзюдо участвовал в создании стандартные ката приемов дзю-дзюцу (дзюдо) Великой Японии и вошёл в историю как один из основоположников дзюдо в Японии.
Пятнадцатый наследный мастер школы Ситама Сузо Мунэтада(舌間修三宗聴) пятым сыном Яманака Манбэй из Йокаити, префектуры Миэ. Он поступил, а позже закончил специальную школу будо, которая находилась при Бутоку кай (武徳会) в Киото. После вступления в брак с одной из представительниц семьи Ситама и 1925 года стал главным наставником додзё Сэкириукан. После поражения Японии во второй Мировой войне, практика военных искусств была запрещена. Однако эти ограничения не коснулись додзё Сэкириукан, в котором занятия не прекращались и на период запрета. Шеснадцатый наследный мастер школы Ситама Манзо(舌間萬三宗利) родился третьего декабря 1947 года . Он был третьим ребёнком пятнадцатого наследного
Демонстрация техники школы Сосуйсицу-рю куми ути коси-но мавари (双水執流組討腰之廻).
мастера Сосуйсицу-рю Ситама Сузо. С детского возраста, он обучался в Сосуйсицурю дзю-дзюцу и дзюдо, под руководством своего отца. В дополнение к этому, он был также лично проинструктирован основателем Томики айкидо, Томики Кэндзи, во время своего обучения в университете Васэда. После смерти своего отца в 1966 году он стал 16-ым наследником поколения Сосуйсицу-рю.
В Сосуйсицу-рю дзю-дзюцу существует сорок восемь кумиути ката, включающих в себя различные способы обороны и нападения в различных ситуациях, как с оружием, против вооружённого противника, так и без оружия. 双水執流の形
居取8本 И-дори - "Приемы выполняемые в положении сидя на коленях"- раздел включающий в себя 8 ката.
対徒手16本 Тай-тосу"Приёмы выполняемые против противника атакующего без оружия раздел включающий в себя 16 ката.
対小太刀8本 Тай-кодати"Приёмы применяемые против противника, атакующего малым мечом"- раздел включающий в себя 8 ката.
四ツ組み8本 Ёцу-гуми - "Приёмы борьбы, выполняемые в специальном семитричном "захвате"- раздел включающий в себя 8 ката.
その他8本 Со-но-та " Другие техники " - раздел включающий в себя 8 ката.
Технический каталог школы Сосуйсицу-рю
3. Традиция школы Гэмпин-рю ( 陳元賓流)
Основателем этого направления стал китайский мастер Чэнь Юаньбин( 陳元賓) познакомивший японских воинов с боевым искусством Шаолиня. Согласно " Хонтё бугэй сёдэн " (Краткая передача о воинских искусствах родины), написанного в 1714 году наставником Тода-рю Хинацу Сиродзаэмон Сигэтака, Чэнь Юаньбин (яп. Тин Гэмпин ) родился в 1587 г. в провинции Чжэцзян, и в возрасте 27 лет поступил на обучение в знаменитый монастырь Шаолинь, где провел 13 месяцев (1615 - 1616).
В 1621 г. он прибыл в Японию в качестве переводчика при китайском посольстве и в том же году, поступил на службу к князю Мори. В 1625 г. Чэнь Юаньбин поселился на горе Корин-дзан в монастыре Кокусё-дзи в районе Адзабу г. Эдо и передал свои знания трем бродячим самураям Фукуно Ситироэмон, Исогай Дзиродзаэмон и Миура Ёдзиэмон. Монахи Кокусё-дзи и члены семьи Нагатоя которые также обучались у Чэнь Юаньбина, на протяжении нескольких поколений сохраняли традицию в неизменном виде, называя её "Гэмпин-рю ". Хотя согласно официальной хронике, в 1625 монастырь Корин-дзан Кокусё-дзи ещё не был построен в Адзабу . Несколькими годами позже, он возвратился в Китай и какое-то время находился на государственной службе. Из-за крестьянских войн и волнений, охвативших поднебесную, Чэнь Юаньбин в 1638 году возвратился в Японию и некоторое время жил в порту города Нагасаки. Позже Чэнь Юаньбин проживал в Кодокэн Мачи, провинция Овари и получил широкую известность как каллиграф и художник, создавая специфический стиль керамики для чайной церемонии, называемый Гэмпин-яки. Чэнь Юаньбин умер в возрасте 85 лет и был захоронен при монастыре Кэнтю в Нагое. Ученики Чэнь Юаньбина создали три основных школы, которые в свою очередь явились источниками для многих школ дзюдзюцу.
1) Фукуно-рю.(服野流)
Согласно Бугэй рюха дайдзитэн (武芸流派大事典)основателяь Фукуно-рю, Фукуно Ситироэмон Масакацу (服野七郎右衛門正勝) известный в юности как Юзэн, родился в Нанива (сов.Осака) провинции Сэттсу(摂津国). Его называли ронином из провинции Танго(丹後国). Он изучал школу кэндзюцу Синкагэ-рю ( 新陰流 ) у Ягю Сэкисюсай Мунэёси (柳生石舟斎宗厳) и школу яварадзюцу Тэйсин-рю (貞心流) у Тэрада Хэйдзаэмон Садаясу (寺田平左衛門定安). Находясь на службе у семьи Ягю основал стиль Рёи синто-рю (良移心当流). Он передал, искусство этой школы младшему брату Тэрада Садаясу, Тэрада Хачизаемон Ёросигэ(寺田八左衛門頼重). Третий верховный наставник стиля Кито-рю по линии Тэрада, Терада Канэмон Mицухидэ (寺田勘右衛門満英), занимаясь рефорированием технических методов школы, создаёт школу Дзикисинрю дзюдо(直信流柔道). Он использовал этот термин впервые, чтобы описать те методы, которые бы не вели к убийству противника. Эта школа была одной из первых, где обучение шло исключительно невооруженному бою.
Также известно, что на стиль Фукуно Масакацу, большое влияние оказала встреча в монастыре Кокусё-дзи с мастером китайского кэнпо Чэнь Юаньбин и дальнейшее обучение у него. Хотя сложно определить в какой мере Чэнь Юаньбин повлиял на технику Фукуно-рю, так как эта школа была известна в период Гэнва (1615-1623) под названием Рёи синто-рю (良移心当流), но потом название школы было заменено Фукуно Ситироэмон Масакацу на "Кито-рю"(起倒流) - "Школа поднимания и сваливания".
Отличительной особенностью стиля Кито-рю являются броски с обхватыванием туловища противника с падением Хитомаки хёри (人巻表裏), которые предназначались для ведения боя с противником, облаченным в тяжелые доспехи. Кано Дзигоро, основатель дзюдо Кодокан, обучался школе Кито-рю под руководством наставника Икубо Цунэтоси и перенял эту технику полностью, внеся в технический раздел школы Кодокан дзюдо в виде 21 приёма Косики-но ката – "Ката древнего стиля".
В школе изучают искусство дзю-дзюцу(柔術), ёрои куми ути(鎧組討),иай( 居
合),бо(棒),кэн(剣), дайто(太刀),дзин-кама(陣鎌).
Впоследствии под влиянием Фукуно-рю появились такие известные школы дзю-дзюцу как Дзикисин-рю дзю-до(直信流柔道), Кансин-рю(貫心流), Исэй дзитоку тэнсин-рю
(為勢自得天真流)и др.
起倒流の形
Технический каталог школы Кито-рю
人巻表裏二十一ヶ条 Хитомаки хёри низдюити дзё- "21 бросок с обхватом туловища противника"
小尻反 Кодзири-гаэси- "Контрприемы от захвата за кодзири"
柄取 Цукадори - "Контрприемы от захвата за рукоять меча в ножнах"
諸手取 Моротэ-дори– " Контрприемы от захвата двух рук"
二人捕 Нинин-дори - "Контрприемы от захвата двумя противниками"
四人詰 Ённин-дзумэ - "Контрприемы от удержания четырьмя противника"
戸入 Тоири - "Проход через дверь"
鎧組 Ёрои-гуми - "Борьба в доспехах"
居合 Иай - "Техника мгновенного выхватывания меча"
中 Тю - "Приемы поражения уязвимых точек"
早縄 Хаянава- "Техника быстрого связывания"
秘伝十二ヶ条 Хидэн дзюни дзё - "12 секретных приемов"
起倒流極意の巻物- Кито- рю гокуи но макимоно - фрагмент свитка секретной передачи школы Кито-рю.
2) Исогай-рю(磯貝流)
Согласно генеалогии школы Кансуй-рю когусоку, Исогай Дзиродзаэмоном (磯貝次郎左衛門) был учеником основателя школы Рёи синто-рю Фукуно Ситироэмон Масакацу, а позже прошел обучение под руководством китайского мастера Тин Гэмпина. Однако по некоторым авторитетным источникам, Исогай Дзиродзаэмон и основатель школы Сэйго-рю дзюдзюцу (制剛流) Мидзухая Тёдзаэмон Нобумаса ( 水早長左衛門信正 ) - одно и то же лицо.
Поэтому точно восстановить биографию Исогай Дзиродзаэмон не представляется возможным.
3) Миура-рю(三浦流) .
Миура Ёдзиэмон (三浦与次右衛門) изучал дзю-дзюцу у Фукуно Ситироэмона, а потом вместе с ним учился у Тин Гэмпина в монастыре Кокусё-дзи. Хотя согласно “Синсэн будзюцу рюсо року” 1843 (“Заново отобранные записи об основателях школ бу-дзюцу”)
Миура Ёдзиэмон был уже известен как наставник боевых искусств в период Эйроку (1558-1570). До конца эпохи Эдо ортодоксальная традиция этой школы прекратилась, вплоть до появления некого Такахаси Гэммонсай, называвшего себя 19-м патриархом школы, переданной Миурой Ёдзиэмоном. Насколько действительно возродившаяся школа соответствовала традиции Миура-рю остаётся загадкой, но достоверно то, что один из его учеников, Инадзу Масамицу (稲津政光), был одним из членов комитета по разработке национального комплекса приемов дзю-дзюцу при Дай Ниппон бутоку кай (大日本武徳会). Школа Миура-рю оказала влияние на такие школы дзю-дзюцу как Сэкигути дзюсин-рю (関口柔心流), Сибукава-рю(渋川流) , Синсин-рю(心身流) и др.
4. Традиция школы Ёсин-рю(揚心流)
Ёсин-рю, основанная легендарным Акияма Сиробэй - одна из самых, по своему известных школ дзю-дзюцу, дошедшая до наших дней. На это есть несколько причин. Это и легенда о Акияма Сиробэй и ветви не сломленной снегом, которая передаётся как синоним искусства дзю-дзюцу. Это и огромная и разветвлённая генеалогия школы и отпочковавшиеся от неё ветви многих школ дзю-дзюцу, таких как Тэнсин синъё-рю, Синто ёсин-рю и многие другие, которые с успехом дожили до нашего времени и которые оказали влияние на формирование современных видов японского будо. Различают два основных направления, которые имеют одинаковое название Ёсин-рю. Первое восходит к Акияме Сиродзаэмону (Сиробэй)(秋山四蝋左衛門, хотя если судить по Бугэй рюха дайдзитэн (武芸流派太事典), можно отдать пальму первенства в создании школы Ёсин-рю, Оэ Сэмбэй ( 大江千兵衛 ), второму патриарху школы, внёсшему в технический арсенал искусство поражения уязвимых точек и оставившему после себя плеяду замечательнейших мастеров дзю-дзюцу. Основателем второго считается наставник Миура Ёсин (三浦揚心). Эту ветвь часто называют Ёсин ко-рю (揚心古流) – древняя школа Ёсин. Потому что якобы, она появилась значительно раньше, легендарной школы Акияма Сиробэй, примерно в период Сэнгоку Дзидай.
Особенность этой школы состояла в том, что в ней в противовес ката, основной упор в обучении делался на вольные схватки – рандори, в которых запрещались только наиболее опасные приёмы. На самом деле исследователи традиции Ко-рю будзюцу высказывают мнение, что эти два направления когда-то принадлежали к одной общей традиции.
В школе изучают искусство дзю-дзюцу (柔術) включая муто-дори (無刀捕), торитэ (捕手), кэн-дзюцу (剣術) , нагината-дзюцу(長刀術) , бо-дзюцу (棒術), ханбо-дзюцу (半棒術) , кусари кама-дзюцу (鎖鎌術) , сюрикэн-дзюцу(手裏剣), торинава-дзюцу(捕縄術), сэйкоцу ( 整骨), и.т.д.
История создания школы не совсем ясна, но предание гласит, что Акияма Сиробэй переправился в Китай, где изучал кэнпо у китайского мастера Бо Чжуань , хотя по другим сведениям, он учился технике болевых приемов торидэ (捕手) и методам реанимации у некоего У Гуаня. Вернувшись на родину, он затворился для молений в храме Дадзайфу Тэмман-гу в провинции Тикудзэн и разработал 303 приема торидэ. Однако стоит отметить, что скорее всего, путешествие Акияма в Китай было невозможным, так как в период правления Иэцуна, четвёртого сёгуна династии Такугава (1651-1680) всякие сношения с Поднебесной были прекращены. Но в преданиях школы существуют и другие записи о получении Акияма Сиробэй знаний о воинском искусстве. Одна из них говорит о том, что Акияма Сиробэй получил свои знания от Чэнь Юаньбин( 陳元賓) в монастыре Кокусё-дзи в Эдо. Скорее всего, основатель Ёсин-рю получил свои знания у китайцев, которые обосновались в Нагасаки. Версия получения основных знаний в Нагасаки находит косвенное
подтверждение в биографии второго патриарха школы, Ёсин Сэмбэй(大江千兵衛永), который жил в провинции Хидзэн и достиг высот в искусстве кэмпо. Согласно преданию школы, именно он, получил из рук китайского военного чиновника, проживающего в Нагасаки перевод свитка Досяку-но дэн (Объяснение строения тела) и достигнув вершин в его изучении основал школу Ёсин-рю.
Из школ, вышедших из Ёсин-рю, наиболее известна школа Син но синто-рю(真之神道流) , основанная Ямамото Миндзаэмоном. В конце эпохи Эдо Исо Матаэмон(磯又衛門) , соединив Ёсин-рю и Син но синто-рю, разработал известнейшую школу Тэнсин синъё-рю( 天神真揚流) . Из других школ этой ветви следует назвать Ёсин синдо-рю(揚心神道流), Хонтай ёсин такаги-рю (本體楊心高木流), Курама ёсин-рю ( 鞍馬楊心流), Ситэн-рю (四天流), Синто ёсин-рю(神道楊心流) , Итто-ха синъё-рю (伊東派真揚流), Эуэрю: (江上流 ), Синдо иссин-рю (神道一心流), Дзиго тэнсин-рю(自剛天眞流), Синсин-рю(新心流) и др.
Демонстрация Хонтай ёсин-рю (本体楊心流) на фестивале старинных школ воинских искусств проходящем в Осака (大阪優勝大会)
5. Традиция школы Сэкигути-рю(関口流).
Школа Сэкигути-рю была основана Сэкигути Ярокуэмоном Удзимунэ(関口氏心) по прозвищу Дзюсин(柔心) – "Мягкое сердце". Сэкигути-рю была одной из известных школ дзю-дзюцу периода Эдо , поскольку она являлась школой клана Кисю Токугава (префектура Вакаяма). Помимо дзю-дзюцу Сэкигути Дзюсин изучал также иай-дзюцу непосредственно у Хаясидзаки Дзинсукэ Сигэнобу( 林崎甚助重信) считающегося основателем этого искусства, и достиг высокого мастерства в кэн-дзюцу и со-дзюцу. Также известно, что Сэкигучи проходил обучение кумиути-хо у Миура Ёдзиэмон.
В 1639 г. он поступил на службу в клан Кисю Токугава, после чего школа Сэкигути-рю прочно обосновалась в провинции Кии, откуда распространилась по всей Японии. Первоначально Сэкигути Дзюсин преподавал систему дзю-дзюцу как дополнение, к основным разделам стилевого обучения, иай-дзюцу, кэн-дзюцу, батто-дзюцу, а также использование принципов стратегии, которые могли применяться при бое с копьём. Техника Сэкигути-рю включала в себя практически все известные варианты бросков и болевых приемов на суставы. Также Сэкигучи Дзюсин приписывают разработку техники страховки – при защите после броска применяемого противником. Сэкигути Дзюсин умер в 1670 г. в возрасте 74 лет.
В школе Сэкигути-рю выделялись следующие ступени передачи знания;
入門 Нюмон "Входные ворота"
切紙 Киригами – "Обрезное письмо"
初伝目録 Сёдэн мокуроку– "Начальная передача"
目録 Мокуроку – "Каталог"
本目録 Хон мокуроку – " Каталог полной передачи"
免許皆伝 Мэнкё кайдэн – "Диплом о полной передаче"
奥義 Окуги - "Секреты"
Из ответвлений Сэкигути-рю наибольшего внимания заслуживает школа Сибукава-рю(渋川流) , основанная Сибукавой Бангоро Ёсиката(渋川判五蝋義方) . Сибукава Бангоро получил лицензию о прохождении полного курса обучения Сэкигути-рю из рук второго патриарха школы Сэкигути Удзинари. Он поселился в городке при замке Вакаяма, где открыл додзё и занимался практикой дзю-дзюцу, но позднее он переехал в Эдо и открыл додзё Бугидо – Зал воинского долга. Большую роль в развитии Сибукава-рю сыграл ее четвертый наставник школы Сибукава Токихидэ. Сначала он служил наставником дзю-дзюцу в княжестве Хиросима в провинции Аки, а затем стал наставником высшего ранга в княжестве Курумэ. Он оставил после себя несколько замечательных текстов по искусству дзю-дзюцу. Технический каталог школы был достаточно объёмен и включал в себя следующие разделы: тэ-цузуки( 手続)20 техник(техники выполняемые во время формальной процедуры в положении сидя на коленях), гурума дори(車捕) 15 техник, ко(固) 7 техник, татиай(立合) 6 техник, кумиай(組
合) 10 техник, иай (居合) 21 техника, кэн-дзюцу(剣術) 10 техник, сото-буцу (外物) 8 техник, всего 97 техник.
Кроме этого Сэкигути-рю оказала также большое влияние на школу Сибукава ити-рю (
渋川一流), Сёсё-рю( 諸賞流和) Сэкигути Синсин-рю (関口新心流), Исин-рю( 以心流) , Ито-рю (伊東流) Иноуэ-рю ( 井上流 ) , Эбихара-рю (海老原流) и др.
6. Традиция школы Энсин-рю куми ути (円心流組討)
Эта школа известна по рукописи "Энсин-рю дзюдзюцу сёдэн хидзу" ("Секретные рисунки передачи дзюдзюцу Школы совершенного сознания"), написанной Нидзюдзи Дзюбэй-но дзё Ёсинао в 14-й год Гэнроку (1701).
Одним из основателей Энсин-рю иай суемоно гири кэнпo (円心流居合据物剣法) считается Хокумэн-но буси (北面の武士) или телохранитель императора Огимачи (1557-1586) Хаямидзу Нагато-но ками Энсин ("Совершенное сознание"),(速水長門守円心) . Энсин был выдающимся мастером (тацудзин) искусства кумиути. В школе Энсинрю изучают искусство дзю-дзюцу (柔術), кумиути хэйхо ва-дзюцу( 組討兵法和術) , кумиути кэнпо(組討剣法) , иай-кэнпо (居合剣法) , бо-дзюцу (棒術), ханбо-дзюцу (半棒術) , кумитачи (組太刀) , одати батто дзюцу (大太刀抜刀術) , суэмоно кэнпо (据 物 剣法 ) стратегию(兵法), и т.д.
Самурай по имени Инуками Сакон Нагакацу (犬上左近将永勝) также служивший хокумэн-но буси начал изучать кумиути-дзюцу под руководством Хаямидзу Нагато-но ками Энсин, вскоре после того, как ему, его отцом, была передана воинская традиция духа меча семьи Инугами Рэй кэн ( 霊 剣).
И на протяжении шести поколений мастеров эта традиция оставалась в семье Инугами. В 10-ом периода Бунсэй (1818-1829), наставник боевых искусств Кобаши
Сёбэй (小橋庄兵衛正平) объединил оригинальные методы Энсин-рю куми ути (円心流組
討) и методы Синдо Мунэн-рю кэн-дзюцу (神道無念流剣術) и развивал их в то, что теперь известно как Энсин-рю иай суемоно гири кэнпo. Из ветвей школы этой традиции следует назвать Кёсин-рю кэнпо (虚心流剣法), Синдэн-рю (心伝流), Кюсин-рю кумиути дзю-дзюцу ( 扱心流組討柔術) и др.
7. Традиция школы Кюсин-рю куми ути дзю-дзюцу (扱心流組討柔術)
Школа Кюсин-рю тесно связанна с воинской традицией семьи Инуками, о которой уже упоминалось. Школа была создана в период Эйроку (1558-1569), на основе традиции Эйсин-рю Инуками Сакон Нагакацу (犬上左近永勝), который изучал Эйсин-рю кумиутидзюцу под руководством Хаямидзу Нагато-но ками Энсин. Хотя по видимому важную роль в формировании школы сыграл Инуками Гунбэй Нагаясу (犬上群兵衛永保), больше известный как Инуками Гунбэй, который изучал фамильную школу Кюсин-рю у своего дяди Танахаси Гохэй (棚橋五兵衛). Так же известно, что примерно во втором году Кёхо (1717) Инуками находился в Киото, где изучал дзю-дзюцу школы Кито-рю(起倒流) наставника Такино Юкэн (滝野遊軒). По видимому это сказалось и на технике Кюсин-рю, так как многие технические принципы этих школ похожи. С 1753 Инуками Гунбэй находился на службе в клане Арима и умер 1772 году в возрасте 71 год.
В Кюсин-рю помимо дзю-дзюцу, также обучаются иайдо и методам захвата противника. Наиболее известным мастером Кюсин-рю дзю-дзюцу в более позднее время является сихан Ёсинори Эгучи (江口弥三), который получил известность в процессе создания современного дзюдо Дзигоро Кано (嘉納治五郎). Он был участником собрания мастеров дзю-дзюцу и дзюдо организованном Дай Ниппон бутоку кай, с целью создания сэйтэй ката дзю-дзюцу и дзюдо Великой Японии. Также, Эгучи сихан стал одним из близких учеников наставника Кано на ранней стадии формирования Кодокан дзюдо. Школа Кюсин-рю так же известна, как одна из первых школ традиционных боевых искусств которой стали обучаться в Европе.
Демонстрация(円心流居合据物剣法)Энсин-рю иай суемоно кэнпo на фестивале старинных школ воинских искусств проходящем в Нара(古
武演武大会。興福寺(奈良)
8. Традиция школы Сэйго-рю(制剛流).
Основателем этой школы является Мидзухая Тёдзаэмон Нобумаса( 水早長左衛門信正 ) . Согласно преданию, традицию ведения боя посредством захватов куми ути (組討) ему передал странствующий монах Сэйго. Однако как указывалось выше, некоторые исследователи считают, что Мидзухая Тёдзаэмон Нобумаса и Исогай Дзиродзаэмон, основатель школы Исогаи-рю - одно и тоже лицо.
Помимо техники явара в Сэйго-рю имеются также такие разделы как иай-дзюцу (居合術 ) ,кэн-дзюцу (剣術) и ходзё-дзюцу (捕縄術) . Особенностью Сэйго-рю является также набор тайных видов оружия Какуси-буки (隠し武器), предположительно китайских по происхождению.
Школа Сэйго-рю оказала значительное влияние на формирование таких школ как Араки касин-рю (荒木霞新流), Касуми син-рю (霞心流) , Ягю Сэйго-рю (柳生制剛流), Сэиго Фукуда-Рю (制剛福田流) и др.
9. Традиция школы Фусэн-рю (不遷流)
Школа Фусэн-рю была основана Такэда Моносугэ (武田物外) в начале 19 века. Такэда Моносугэ с детства изучал дзю-дзюцу школы Нанба-иппо-рю (難波一甫流) "Школа наставника Намба Иппо" у мастера Такахаси Инобэй Мицумаса (高橋猪兵衛満政), и был удостоен Мэнкё кайдэн (免許皆伝) - свидетельства высочайшего уровня достигнутого им мастерства. Однако, он чувствовал, что его методы были не совершенны, и чтобы улучшить их, он решил отправиться в воинские странствия по Японии - Муся сюгё (武者修行). Он побывал во многих уголках Японии, продолжая совершенствовать свои духовные знания и технические навыки. Доподлинно не известно о характере формирования технического арсенала Фусэн-рю, на тот период, но известно, что за это время помимо Нанба-иппо-рю Такэда Моцугаи изучал наиболее влиятельные школы того времени, такие как Ёсин-рю(揚心流), Сибукава-рю(渋川流), Кито-рю(起倒流), Такэноучи-рю коси-но-мавари(竹内流腰之廻), Ягю-рю(柳生流), Сэкигучи-рю(関口流) и другие. Заимствовав наиболее сильные стороны каждой из школ, Такэда Моцугаи создал свою собственную школу - Фусэн-рю.
不遷流極意・秘法の巻物– Фусэн-рю гокуи хихо но макимоно.
Секретные свитки Фусэн-рю дзю-дзюцу.
Технически, раздел дзю-дзюцу Фусэн-рю включает в себя целый набор приёмов, включающих в себя техники "Атэми вадза" (当て身技) искусство нанесения ударов, в котором специализировался Такэда Моцугаи, "Симэ вадза" (絞め技) техники удушений, "Гъякутэ" (逆手技) –техники болевых приёмов, "Нагэ вадза" (投げ技) – техники бросков и "Нэ-вадза"(根技)-техника боя на земле.
Многие мастера боевых искусств были наслышаны о Такэда Моцугаи и пытались померяться с ним силами, но ни один из них так и не смог победить Моцугаи и людипрозвали его "Гэнкоцу Осё"( 拳骨和尚)- монах с железными кулаками. Одним из примечательных эпизодов биографии Такэда Моцугаи, который передаётся адептами Фусэн-рю, является бой Моцугаи с Кондо Исаму ( 近 藤 勇 ), возглавлявшим специальныеполицейские силы сёгуната Синсэнгуми (新選組), контролировавшую в то время Киото и имевшую репутацию отчаянных бойцов. Надо сказать, что основным стилем обучения боевым искусствам в Синсэнгуми, являлся стиль Тэнэн рисин-рю( 天然理心流) включавший в себя разделы кэн-дзюцу, бо-дзюцу и дзю-дзюцу, а Кондо Исаму(近藤 勇) являлся четвёртым верховным наставником стиля. По заверению адептов Фусэн-рю, этот бой закончился победой Такэда Моцугаи и является ярким примером достижений "Фусэн-рю " и высочайшего уровня мастерства Моцугаи в области боевых искусств.
Но большую известность эта школа получила благодаря четвёртому главному наставнику Танабэ Матаэмон ( 田辺又右衛門 ), который зарекомендовал себя исключительным бойцом в схватках с различными школами дзю-дзюцу и с представителями Кодокан дзюдо и который также внёс свою лепту в создание сэйтэй ката дзю-дзюцу и дзюдо Великой Японии. Ученикам профессора Кано, особенно сильными в борьбе в стойке, пришлось встретиться с изощрённой системой болевых и удушающих приёмов в борьбе лёжа школы Фусэн-рю, возглавляемой Матаэмон Танабэ. Можно считать, что при Матаэмон Танабэ эта школа впервые выстроила техническую концепцию ведения свободной схватки в положении лёжа и дала толчок развитию не только отдельного направления Косэн дзюдо, но и той части соревновательного дзюдо, которая касается техник нэ-вадза( 根 技 ). Исследуя технический каталог школы Фусэн-рю видно, что изначально школа представляла собой комплексное воинское искусство, включающее в себя кроме раздела дзю-дзюцу ( 柔術), раздел буки-дзюцу (武器術) – раздел искусства боя оружием.
10. Традиция школы Асаяма итидэн-рю тайдзюцу(浅山一伝流体術).
Эта школа была основана в 1570 году Асаямой Итидэнсаем (浅山一伝斎重晨) и первоначально её основу составляли кэн-дзюцу (剣術) ,тайдзюцу (体術) и бо-дзюцу (棒 術), но после того, как к ним добавились такие разделы, как кодати дзюцу (小太刀術), камадзюцу (鎌術), ниндзюцу (忍術), торидэ (捕手) и другие, боевое искусство этой школы стало комплексным боевым искусством (сого бу-дзюцу) и получило название "Асаяма итидэн-рю тайдзюцу" - "Телесное искусство школы Асаяма итидэн-рю". Благодаря усилиям пятого патриарха этой школы Накада Ситидзаэмон (小野里新兵衛打ち)этот стиль дзю-дзюцу был передан самураям княжества Мито. А вся школа Асаяма итидэнрю, как комплексное боевое искусство, благодаря усилиям седьмого патриарха
Накады Асаямы Итидэн Сигэюки ( 浅 山 一 伝 斎 重 行 ) получила широкое
распространение по всей Японии. Среди ответвлений школы Асаяма итидэн-рю следует выделить такие школы как Асаяма Итидэн ко-рю (浅山一伝古流), Цуда итидэн-рю (津田一伝流),Фудэн-рю(不伝流),Канэда итидэн-рю(金田一伝流), Сагура итидэн-рю(佐倉一伝流), Охэн-рю(応変流), Дзисин-рю(自心流) и др.
浅山一伝流の技
Технический каталог школы Асаяма итидэн-рю
上段之位 12法 Дзёдан-но- курай ”Верхний разряд” – 12 приёмов.
中段之位 12法 Тюдан-но-курай ”Средний разряд ” – 12 приёмов.
下段之位 12法 Гэдан-но-курай ”Нижний разряд ” – 12 приёмов.
奥伝之位 12法 Окудэн-но-курай ”Ступень секретного разряда”– 12 приёмов.
居取之位 8法 Идори-но-курай”Приёмы выполняемые в положении сидя на коленях”– 8 приёмов.
至奥之位 12法 Сиоку-но-курай ”Ступень очень секретного разряда”–12 приёмов.
小刀取之位 12法 Кодати-дори-но-курай ”Захват кодати” – контр приёмы выполняемые против противника атакующего малым мечом(кодати)- 12 приёмов.
太刀取之位 12法 Тати-дори-но-курай ”Захват тати” – контр приёмы выполняемые против противника атакующего мечом (тати)- 12 приёмов.
11. Традиция школы Тэндзин синъё-рю(天神真揚流)
Школа Основана Тэндзин синъё-рю, была основана Исо Матаэмоном Масанобу (磯又右衛門正足) который имел прозвище Рюкансай(柳関斎) – “Подобный ивовой заставе”. Дата рождения Исо Матаэмоном Масанобу, точно не установлена, в различных источниках даты существенно рознятся от 1786 до 1804 года. Известно только, что он родился в провинции Исэ, в деревне Мацудзака, в семье самурая из княжества Кисю(紀州). Его детское имя было Окамото Хатиродзи (岡本八郎治). В возрасте пятнадцати лет, он отравился Киото для того, чтобы найти себе достойного учителя воинских искусств. В Киото он поступил в ученики к Хитоцуянаги Орибэ (一柳織部), который славился как непревзойденный мастер школы Ёсин-рю. Через семь лет обучения, после смерти наставника, он стал учеником мастера школы Син-но синто-рю (真之神道流) Хонма
Дзёэмон.
Прозанимавшись шесть лет в школе Син-но синто-рю и постигнув все секреты – окуги ( 奥 儀 ) школы, Исо Матаэмон отправился в “воинское странствие” с целью усовершенствовать свое мастерство.
В период “воинских странствий” Матаемон Масанобу несколько лет прожил в местечке Кусацу(草津) в провинции Оми(近江), где служил преподавателем дзю-дзюцу. В это время, как свидетельствует история школы Тэнсинсинъё-рю, с ним произошел один знаменательный случай, когда ему пришлось вступить в схватку чуть ли не сотней разбойников. В этой битве Масанобу уложил голыми руками около сорока человек, и достиг озарения, когда ему открылась эффективность атэми(当身) – ударов в уязвимые точки человеческого тела. С тех пор атэми стали визитной карточкой школы Тэнсин синъё-рю. На основе школ Ёсин-рю и Син-но синто-рю, которые он изучал и опыта полученного в “воинских странствиях” он разработал собственную школу дзю-дзюцу Тэнсин синъё-рю - “Ивовая школа Небесной божественной истины, соединившая Ёсинрю и Син-но синто-рю” в которой были классифицированы 124 техники ведения боя. Переселившись в Эдо в 1834 г., Матаемон Масанобу открыл додзё в районе Канда, где стал обучать Тэнсинсинъё-рю всех желающих. В это время он носил имя Курияма Матаэмон(栗山又右衛門). Свою же известную фамилию Исо, он получил несколько позже, когда его усыновил самурай на службе сёгуна Исо Монкити.
Лучшими учениками Исо Матаэмона стали его сыновья Исо Матаитиро Масамицу и Исо Масатомо, а также Фукуда Хатиносукэ, Итикава Дайхати, Куросу Кэйтаро, Иноками Кэйтаро, а также будущий основатель Кодокан дзюдо Кано Дзигоро.
Умер Исо Матаэмон в возрасте 78 лет в 1863 году (по некоторым данным в 1862 году в возрасте 74 лет) и был похоронен в монастыре Рёгэн-дзи в токийском районе Асакуса.
天神真揚流の技
Технический каталог школы Тэнсин синъё-рю
手解き 12 本 Тэходоки – ”Освобождения от захватов” - 12 приемов
初伝居捕 10本 Сёдан “Начальная ступень” - 10 приемов в положении сидя на коленях (и-дори) школ Ёсин-рю и Син-но синто-рю
初伝立合 10本 Сёдан “Начальная ступень” - 10 приемов в положении стоя (татиай) школ Ёсин-рю и Син-но синто-рю
中段居捕 14本 Тюдан“Средняя ступень” - 14 приемов в положении сидя на коленях (и-дори) школы Син-но синто-рю
中段立合 14本 Тюдан“Средняя ступень” - 14 приемов в положении стоя (татиай) школы Син-но синто-рю
投捨 20本 Нагэсутэ “Броски” (“Швыряние”) – 20 приёмов.
極意上段居捕 10本 Гокуи дзёдан “Высшая ступень содержания”-10 приемов в положении сидя на коленях (и-дори) школ Ёсин-рю и Син-но синто-рю
極意上段立合 10本 Гокуи дзёдан “Высшая ступень содержания”-10 приемов в положении стоя (татиай) школ Ёсин-рю и Син-но синто-рю
乱捕 16 本 Рандори кэйко-дзё “приемы, постоянно используемые в схватках на тренировках”-16 приемов .
試合裏 21本 Сиай ура “Обратная соревновательная” техника – 21 приём.
天神真揚流柔術極意教儒図解 Тэндзин синъё - рю дзю-дзюцу гокуи кёдзю дзукай
天神真揚流柔術 明治期 - Фрагмент рукописи Тэндзин синъё - рю дзю-дзюцу датируемой периодом Мэйдзи.
Без сомнения назвать ещё множество школ, которые внесли существенный вклад в становление традиции дзю-дзюцу, но которые не упоминались в рассматриваемом нами контексте это Ягю синган-рю(柳生心眼流), Куки синдэн-рю (九鬼神伝流), Тацуми хозан-рю (堤宝山流), Бокудэн-рю (卜伝流), Рюсин икай-рю (柳心胃介流), Таура мусо-рю (田浦無想流), Хи-но-сита торитэ кайсан такэути-рю (日之下捕手開山竹内流), Тэннэн рисин-рю (天然理心流) , Тогун-рю (東軍流), Тацуми-рю (立身流), Рэнтан дзю-дзюцу ( 練胆柔術), Рокудзи-рю ( 六字流), Итидзё фуни-рю (一条不二流) и др.
В современном мире, древние системы дзю-дзюцу больше бесценны как культурно-историческая традиция и система практических занятий, оказывающая облагораживающее влияние на современное общество, чем тотальная система боя. Но не верно думать, что классические школы боевых искусств Японии остаются неизменными, подобно музейным экспонатам. Постоянно на протяжении веков они проходили селекцию и изменялись в соответствии с историческими изменениями в и сознании японского общества.