История Джиу-джитсу 柔術 - Федерация Джиу-Джитсу Нижегородской области

Перейти к контенту

Главное меню:

История Джиу-джитсу 柔術

Боевые искусства > Джиу-джитсу 柔術

治に居て、乱を忘れず
Chi ni i te, ran o wasu re zu
В суете мирской помни о войне!




柔よく剛を制す
Jū yo ku gō wo sei su
мягкость одолеет силу и зло




Джиу-джитсу (Дзюдзюцу, яп. 柔術 [дзю:дзюцу]) — от яп. [дзю] (мягкий, гибкий, податливый, уступчивый) и [дзюцу] (техника, способ) — «искусство мягкости» — общее название, применяемое для японских боевых искусств, включающих в себя техники работы с оружием и без него. То есть, джиу-джитсу — искусство рукопашного боя, основным принципом которого является «мягкая», «податливая» техника движений.



История


Начало



Искусство джиу-джитсу берет своё начало в периоде Сэнгоку японской истории. В 1532 году Хисамори Такэноути, военный тактик и правитель провинции Мимасака, объединил различные военные искусства, которые использовались в ближнем бою в ситуациях, когда оружие оказывалось неэффективным. В отличие от соседних Китая и Кореи, боевые искусства которых сконцентрировались на ударных техниках, японские техники рукопашного боя сфокусировались на бросках, обездвиживании, блокировке и удушье, поскольку ударная техника неэффективна против доспехов. Кроме того некоторые оригинальные формы джиу-джитсу, такие как такэноути-рю, экстенсивно использовали уворачивание и контратаки длинному холодному оружию, такому как мечи и копья, при помощи кинжалов и другого короткого холодного оружия.
В начале 17-го века в период Эдо джиу-джитсу продолжило свое развитие благодаря жестким законам против военных действий, наложенным сёгунатом Токугава, охваченный влиянием китайской философии неоконфуцианства, которое проникло в Японию в ходе Имджинской войны с Кореей и широко распространилось благодаря таким философам как Фудзивара Сэйка. В это время оружие и доспехи превратились в домашние декорации, так что рукопашные бои процветали в качестве формы самообороны, и были созданы новые техники с учетом невооруженности противника. Китайские послы, направленные в Японию для установления мира и снижения уровня торговли Японии с Голландией, привезли в Японию китайское военное искусство ушу, и различные ударные техники были включены в джиу-джитсу. Однако в середине периода Эдо количество ударных техник серьезно сократилось, поскольку они оказались менее эффективны и требовали много энергии, особенно сильные удары руками и ногами. Оставшиеся удары в основном были направлены в жизненно-важные точки тела, определенные китайской медициной, и жизненно-важные области выше плеч, обнаруженные в ранних техниках джиу-джитсу. В этот же период начали проводиться бои между различными школами джиу-джитсу, которые стали популярным времяпрепровождением для воинов при мирном едином правительстве. Из этих поединков в практику вошли рандори (англ. randori), свободные единоборства, получившие развитие в результате боев различных стилей разных школ без цели убить противника.

Основной принцип



Джиу-джитсу относят к наиболее древним видам японской борьбы. Основной принцип джиу-джитсу — «не идти на прямое противостояние, чтобы победить», не сопротивляться, а уступать натиску противника, лишь направляя его действия в нужную сторону до тех пор, пока тот не окажется в ловушке и тогда обратить силу и действия врага против него самого. Появление самого термина Джиу-джитсу, а вместе с ним и самого принципа мягкой податливости приписывается  врачу из Нагасаки по имени Акаяма Сиробэй (в другой версии — Миура Ёсин), который в течение ряда лет изучал в Китае традиционную медицину. Там он познакомился с техникой бросков, болевых приемов и ударов системы, которую он называл хакуда. Вернувшись на родину, он основал частную школу боевого искусства, где начал преподавание техники хакуда. Однако монотонность тренировок привела к тому, что вскоре почти все ученики отвернулись от Акаямы. Через четыре года после открытия своего додзё врач закрыл его и удалился в буддийский монастырь для стодневной медитации.


Как рассказывает легенда, однажды ранним морозным утром Акаяма вышел прогуляться в сад. Здесь его внимание привлекла замечательная картина: накануне выпал обильный снег, и у многих деревьев были сломаны ветви, только ива (по другим источникам — вишня-сакура) стояла как ни в чём не бывало — тяжелые комья снега просто соскальзывали с её упругих ветвей. Говорят, Акаяма при виде неповрежденных ветвей ивы пережил озарение. В один миг он понял, что противостоять силе силой бесполезно и губительно, нужно уклоняться от атаки, перенаправлять силу и использовать её себе на пользу.

Этот всеобъемлющий принцип одоления силы мягкостью и податливостью лег в основу дальнейших исследований мастера, который вскоре сумел увеличить арсенал своей системы до 300 (по другим данным — до 70) приемов и создать свою собственную школу, которая после смерти учителя получила название Ёсин-рю.

Философские основы


В течение жизни человек строит и укрепляет 4 основные стены своей «крепости», это:
здоровье;
социальный аспект (общение с окружающими);
знания и работа;
духовность.


Подразумевается, что в случае крушения одной из стен жизнь человека может рухнуть, как карточный домик.

Поэтому формированием этих четырех составляющих нужно начинать с самого раннего детства. Очень важно, чтобы ребёнок, к моменту его выхода во взрослую жизнь, имел надёжную опору и «крепость» с прочным фундаментом.

Занятие дзю-дзюцу призвано формировать стойкий, мужественный характер, совершенствовать лучшие человеческие качества.

Основные особенности



Дзю-дзюцу развивалось среди самураев феодальной Японии как метод поражения вооруженного и одоспешенного противника без использования оружия. Так как нанесение ударов противнику в доспехах было неэффективным, то наиболее действенные методы нейтрализации врага приняли форму заломов и бросков. Подобные техники были разработаны на основе принципов использования энергии атакующего против него самого, что предпочтительнее прямого противостояния.

Искусство дзю-дзюцу редко практиковалось в низших слоях населения, не имеющих права ношения оружия, так как техника его достаточно сложна в изучении и существовала только внутри школ (рю).
Дзю-дзюцу широко практиковалось в армии, его изучали самураи.
До эпохи Эдо входило в состав школ, где обучались борьбе без оружия (как без доспехов, так и в доспехах) и фехтованию, включая кэндзюцу; в некоторых рю также верховой езде, стрельбе из лука и плаванию.
Наибольший расцвет дзю-дзюцу приходится на эпоху Токугава, когда после череды войн и смут настал продолжительный период мира. Тогда число рю достигало 700.
Основные отличия между школами заключались в постановке дыхания, базовых стойках и преобладании той или иной группы приемов.


Существует множество разновидностей дзю-дзюцу, что приводит к многообразию подходов. Школы дзю-дзюцу могут использовать все формы борьбы в той или иной степени (то есть, броски, захваты, заломы, удержания, выдавливания, укусы, высвобождения, удары руками, удары ногами). В качестве дополнения к дзю-дзюцу многие школы также обучали работе с оружием. Кроме названия «дзю-дзюцу» также использовался ряд других терминов: «тайдзюцу», «когусоку», «торидэ», «хакуда» и «явара» и даже «дзюдо».
Техника джиу-джитсу комбинирует броски, заломы, удушения, болевые приёмы, удары, воздействие на болевые точки. Главной целью древних стилей было, несомненно, эффективное убийство врага, основным направлением современного джиу-джитсу стала самозащита.

Традиционные и современные школы



Несмотря на многие различия, общих черт в школах дзю-дзюцу было больше, что дало возможность создать в дальнейшем на его основе такие универсальные системы единоборств, как дзю-до и айки-до.
Дзю-дзютсу легло в основу Кодокан (яп.
講道館 ко:до:кан, «Дом изучения Пути») дзюдо (яп. 柔道 дзю: до:, «Мягкий путь» или «Путь мягкости»)— японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в конце XIX века на основе дзю-дзюцу японским мастером боевых искусств Кано́ Дзи́горо (яп. 嘉納 治五郎 Кано: Дзигоро 28 октября 1860, Микаге, Япония—4 мая 1938), который также сформулировал основные правила и принципы тренировок и проведения состязаний.




В основу Айкидо (яп. 合気道 айкидо) — японское боевое искусство, созданное О-сэнсэем Морихэи Уэсиба (яп. 植芝盛平, англ. Morihei Ueshiba 14 декабря 1883-26 апреля 1969— основатель Айкидо. Родился в городе Танабэ в Японии. Известен как О-Сэнсэй яп.  翁先生, «Великий учитель») легла техника одной из школ дзю-дзютсу — Дайто-рю Айки- дзю-дзютсу мастера Такэда Сокаку. Составными разделами в программе данной школы были как техники дзю-дзютсу, так и айки-дзютсу. Однако в основу айкидо были положены именно техники раздела айки-дзютсу.
Традиционными (классическими) школами считаются те школы, которые в течение нескольких поколений мастеров существенно не изменялись и признаны культурно-историческим наследием в Японии.Обучение базируется на комплексе формальных упражнений (ката) и различных формах их реализации (рандори). Изучается как борьба без оружия, так и против вооруженного противника, фехтование в доспехах и без них, борьба в доспехах.

Современные школы создавались на базе традиционных.


Цели изменений:

создание специализированных направлений (например, для полицейских);
приспособление для современных ситуаций самообороны;
создание спортивных направлений.


Сегодня в дзю-дзюцу изучаются самые разнообразные техники в той форме, в какой это изучалось сотни лет назад, а также в измененной форме в спортивной практике. Приемы дзю-дзюцу состоят на вооружении спецслужб многих стран мира, призванных защищать человечество «от сил зла».

Про название «джиу-джитсу» в русском языке


В России со времен русско-японской войны 1904—1905 гг. широко известно как «джиу-джитсу». Написание и произношение в форме «джиу-джитсу» следуют тогдашнему обычаю передачи японских слов через посредство английского языка и давно стали традиционными, хотя более поздняя система кириллической транскрипции непосредственно с японского (система Поливанова), принятая в академических кругах, воспроизводит это слово как «дзюдзюцу» — ср. с позже заимствованным словом «дзюдо». Последнее также первоначально именовалось в России и СССР «джиу-до», позже «дзюу-до» и «дзюудо» и считалось просто более новым вариантом старого джиу-джитсу[источник не указан 1057 дней]. В конце 1930-х японские системы борьбы были в СССР в своём исходном виде практически запрещены и сведены в единственную «идеологически верную» борьбу самбо; при этом было забыто самое имя борьбы дзюдо. Когда же в 1964 году она вошла в программу Олимпийских игр, то потребовалось создать советскую сборную; для этого в срочном порядке переучили самбистов и заново заимствовали название «дзюдо», уже в новой транскрипции. А слово «джиу-джитсу» сумело (несмотря на тот же запрет) закрепиться в художественной литературе, остаться на слуху и полного забвения избежать, сохранив, таким образом, свой первоначальный вид. Интересно, что выжила дореволюционная форма названия, а более поздняя (середины 1930-х) «дзюу-дзюцу» в широкий оборот так и не попала, бытуя в основном в академических и японоведческих кругах.

«Джиу-джитсу» в России



Россия впервые познакомилась с системой Джиу-джитсу во время Русско-Японской войны 1905 г. Не только на поле боя демонстрировали уникальную технику самураи, но и уже будучи в плену передавали свои бесценные знания. В советские времена легендарный человек - В.С. Ощепков пропагандировал, преподавал для населения и правоохранительных органов искусство Джиу-джитсу. Сумел переосмыслить, внести огромную часть на основе русских воинских искусств в развитие не только Джиу-джитсу, но и боевых искусств вообще. Затем преобразовал Джиу-джитсу в САМБОЗ. Спортивный раздел продолжил развивать А.А. Харлампиев. Е.М.Чумаков и другие энтузиасты. А боевой раздел снова становится элитарным, хорошо законспирированным.


В 1978 году в СССР вновь появляются джиу-джитсу и кобудо. Одним из первых популяризаторов джиу-джитсу в СССР и России был И. Б. Линдер. В 1979 году был проведен первый «тайкай» — официальные технические соревнования по технике дзюдзюцу (джиу-джитсу), кобудо, иайдо, которые проводятся непрерывно уже более 30 лет. В конце 80-х годов 20-го века Линдер был назначен главой официально аккредитованного представительства Международного Союза Боевых Искусств (Kokusai Budo Renmei)и ряда других японских организаций.
После распада СССР 01.02.1993 года Международный Союз Боевых Искусств (Kokusai Budo Renmei) был аккредитован как международная иностранная организация распоряжением РЗП Правительства № 002. В июне и сентябре 2009 года подписаны документы об аккредитации в России представительств Nippon Koden Bujutsu Renmei, Nippon Kobudo Kyokai с целью дальнейшего развития традиционных боевых искусств Японии в России. Документы об аккредитации на имя Администрации Президента РФ, Правительства РФ апостилированы МИД Японии, заверены посольством РФ в Японии и подтверждены афидавитом ТПП РФ.


 
Поиск
Назад к содержимому | Назад к главному меню