История кобудо Окинавы (Матаёши-рю кобудо) - Федерация Джиу-Джитсу Нижегородской области

Перейти к контенту

Главное меню:

История кобудо Окинавы (Матаёши-рю кобудо)

Боевые искусства > Кобудо 古武道



Окинавское кобудо по сути своей является специфической системой вооруженных боевых действий и методов, которые дополняют окинавскую систему традиционного каратэ. Эти методы охватывают широкий ряд разнообразного оружия, и в определенной степени специфичен тем, что они порой в ряде школ пренебрегают работой ножом, традиционным японским мечом и копьем (яри), которые является основным оружием в большинстве школ остальной части Азии. Окинавское кобудо также необычно тем, что оно часто преподается самостоятельно и отдельно от безоружных стилей. В большинстве систем в Китае, Японии и остальных странах Азии обучение работе с оружием и невооруженные методы ведения боя преподавались как часть непрерывного единого технического комплекса знаний, используя те же принципы, что и при ведении традиционных боевых действий.

Нет никаких исторических доказательств для определения абсолютно точной даты зарождения кобудо в истоках окинавского искусства работы с оружием. Есть несколько разрозненных ссылок на создание методов работы с оружием и боевых танцев указывающих, по крайней мере, на 1500 год. Многие исторические источники указывают на запреты оружия царя Шо Шин O (1507), что стало импульсом для развития основного арсенала оружия окинавского кобудо. В связи с этим запретом на владение мечами и копьями, на Окинаве произошло значительное развитие местных бытовых инструментов для использования их в качестве эффективного боевого оружия. Позднее, начиная с 1609 года, историческая традиция говорит о том, что эти навыки имеют тенденцию дальнейшего развития и используются для борьбы с захватчиками.

Нынешнее оружие кобудо напоминает традиционные сельскохозяйственных орудия, возникшие из форм традиционных крестьянских и бытовых инструментов. Военное оружие формировалось на основе не крестьянских бытовых предметов, а на основе изделий имеющих хождение в среде «шицоку» (shizoku) или «печин» (pechin), (нижнего или среднего дворянских классов), международных купцов, и правительственных военных чиновников среднего уровня.

Оружие и технический арсенал, скорее всего, развивались на смешанных японских, юго-восточноазиатских, и главным образом на китайских и местных источниках и традициях. Все методы работы и преподавания были адаптированы к местным условиям быта, психологии и условиям местной военной реализации. Аналогичные типы оружия, техники и ряд методик, в частности использование бо, сай, тонфа, кама (серп), гува (мотыга), и ёки (весло) являются общими и в регионах Индонезии и Китая особенно в «крестьянских» школах боевых искусств в этих странах.

Одна из известных школ того времени Сацума Джиген рю (Satsuma Jigen ryu) сохранила письменные записи своих форм и методов обучения, специально разработанные для преподавания ёки, кама, бо и гува для местных  жителей в целях боевой подготовки населения в ходе их военного противостояния оккупации Окинавы. Источники не указывают на конкретные варианты применения техник во время многочисленных антияпонских мятежей того времени, они только указывают на достаточно массовое применение подсобных орудий в качестве боевого оружия.

С другой стороны, есть записи местных военных аристократов, обучавшихся в Китае и Японии, и после прохождения обучения, а также после должного освоения местных традиций боевых школ, преподававших кобудо своим не очень многочисленным ученикам.

По большей части эти методы работы с оружием преподавались строго по частям. Большинство мастеров владело одним или двумя видами традиционного оружия, а иногда и гораздо большим количеством, хотя это и было в большей степени исключением. Письменные и устные источники того времени свидетельствуют, что учителя занимаясь с небольшим количеством учеников, на протяжении целых поколений специализировались в одном конкретном виде оружия и обучали работе с ним только своих ближних и доверенных учеников. Такая закрытая система существовала достаточно длительное время, и в большинстве дошедших до нашего времени школах и стилях окинавского кобудо продолжает существовать и сегодня. Большинство мастеров очень неохотно и с огромной осторожностью и осмотрительностью принимают к своему личному обучению сторонних учеников даже из числа японцев, не говоря уже об иностранцах. А стать учи-деши (ближним учеником) могут стать только единицы, прошедшие очень сложный, и для большинства неяпонцев абсолютно нелогичный и сложно-противоречивый путь со множеством прямых и косвенных «ловушек» со стороны наставника.  

Тем не менее, в первой половине 20-го века, несколько учителей начали постоянно осуществлять сбор, анализ, систематизацию и организации различных форм и методов обучения кобудо. Среди немногих известных школ, которые собирают и хранят традиционные методы работы с окинавскими видами оружия, на одном из ведущих мест стоит  школа Матайоши-рю (Matayoshi ryu Kodokan & Kobudo).

Стиль (школа) берет своё начало от известного мастера Матайоши Шинко (Matayoshi Shinko) (1888-1947). Будучи ещё молодым человеком, он изучал боевое искусство у своего отца, а также изучал технику бо, ёки, кама, и сай у мастера Агена Чокубо (Agena Chokubo, также известного как Gushicha Teragua или Gushikawa Tigagawa). Кроме того, Матайоши Шинко (Matayoshi Shinko) изучал технику владения тонфа (tonfa) и нунчаку (nunchaku) у учителя по имени Ирэй (Irei, также известного как Jitude Moshigawa или Matsutaru Ire), а также изучал технику бо у мастеров Чинен Ямане (Chinen Yamane) и Шиши Рюоко (Shishi Ryoko). Позже Матайоши Шинко (Matayoshi Shinko) совершил две поездки в Китай. Что касается первой поездки, то он путешествовал через Маньчжурию и это говорит о том, что в пустыне Маньчжурии, он изучал, технику верховой езды, технику метания сурикенов и нагенава-джитсу (nagenawa-jitsu) – техника метания веревки с петлей и без петли у маньчжурских кочевников. Во второй поездке Матайоши Шинко (Matayoshi Shinko) отправился в Шанхай, где изучал технику тинбэ (tinbe) – работа с мечом и щитом, технику работы суричин (suruchin) - работа с веревкой или цепью, технику сансетсукон (sansetsukon) – трехзвенный цеп и нунти (nunti) – традиционный цеп. Все эти техники  Матайоши Шинко (Matayoshi Shinko) изучалa вместе с китайскими методами фитотерапии и акупунктуры под руководством мастера Кинкороуши (Kinkoroushi  или Kingai). Ему также было позволено практиковать семейный стиль китайского бокса кинга-рю (Kingai-ryu) у самого наставника Кинкороуши (Kingai). На своем пути к югу, в провинции Фуцзянь Матайоши Шинко (Matayoshi Shinko) изучал китайское кэмпо (Kempo) до своего возвращения на Окинаву.
Матайоши Шинко (Matayoshi Shinko) был хорошо известен на Окинаве, принимая участие в ряде хорошо документированых демонстраций техники и выступлений с другими известными мастерами окинавских боевых искусств таких как Фунакоши Гинчин (Funakoshi Ginchin) и  Мияги Чочжун (Miyagi Chojun). Матайоши Шинко (Matayoshi Shinko) скончался в 1947 году, и его стиль в конечном итоге был окончательно оформлен его сыном Матайоши Шинпо (Matayoshi Shinpo) (1925-1997), который начал учиться у своего отца, когда сам был еще совсем молодым человеком.

Матайоши Шинпо (Matayoshi Shinpo) принимал активное участие в сохранении, развитии и совершенствовании окинавских боевых искусств, и в дополнение к Кобудо он также изучали школу Шорин рю у мастера Кьян Чутоку (Kyan Chotoku), у своего отца – школу Кингай рю  (Kingai ryu), а также ранние формы школы Годжу рю (Goju ryu) под управлением Мияги Чочжун (Miyagi Chojun) и стиль белого журавля системы Гокенки (Gokenki) у китайского торговца чаем, живущего в городе Наха.

Матайоши Шинпо (Matayoshi Shinpo) переехал в город Кавасаки в 1945 году, и в течение многих лет преподавал там. Затем он вновь вернулся на Окинаву в 1960 году и приступил к преподаванию методов и техник боевого искусства своего отца, прежде всего в знаменитом Хига додзё (Higa), а также и в других местах. Некоторые из ближних учеников его отца были еще активны в тот период, как, например, известный мастер Какацу Мицуо (Kakazu Mizuo),с которым Матайоши Шинпо (Matayoshi Shinpo) также практиковал длительное время.

После обучения у различных учителей каратэ Матайоши Шинпо (Matayoshi Shinpo) считал, что, хотя каратэ становится все более популярным и массовым, кобудо не было, и не будет под угрозой вымирания на острове Окинава и в других регионах.

Чтобы предотвратить возможность забвения кобудо Матайоши Шинпо (Matayoshi Shinpo) решил создать свою собственную школу кобудо, которую он назвал "Kodokan", принимая одну Kanji, "Ко" (имеется в виду свет), с "Ко" в имени своего отца. Вкладывая в название двойной смысл «продолжения света учения, начатого его отцом и передаваемого из поколения в поколение». После окончательного установления принципов своего клуба и школы, а также систематизации и организации материала по боевым искусствам переданным ему по наследству, Матайоши Шинпо (Matayoshi Shinpo) собрал других преподавателей и студентов кобудо, и все вместе они организовали в конце 1960-х годов «Рюкю Кобудо Ассоциацию». Их цель состояла в том, чтобы сохранять традиции и дух, который был принят в системе традиционных окинавских школ кобудо, и сделать кобудо более популярным и известным в мире. В 1972 году, эта ассоциация была переименована во «Всеокинавскую Федерацию Кобудо» (Zen Okinawa Kobudo Renmei).

Матайоши Шинпо (Matayoshi Shinpo) продолжал преподавать кобудо и все иные виды единоборств и школ, которыми сам прекрасно владел на протяжении всей своей жизни. Его система существует до сегодняшнего дня, как на Окинаве, так и в различных клубах в разных странах. Его школу в настоящее время возглавляет сын, Матайоши Ясуси (Matayoshi Yasusi), а техническим руководителем долгое время был учитель Итокацу Сейшо (Itokazu Seisho). Многие ученики наставника Матайоши Шинпо (Matayoshi Shinpo) сами открыли свои клубы и отделения школы. Наиболее заметным учеником стал Гакияа Есиака (Gakiya Esiaka), который взял на себя должность главного инструктора Kodokan после смерти  Матайоши Шинпо (Matayoshi Shinpo) в 1997 год, и сформировал «Окинавский институт (общество) по изучению наследия кобудо» (Okinawa Kobudo Doshi Renseikai) в 2002 году.

Сама существующая сегодня система окинавского кобудо включает в себя огромное количество разнообразных видов оружия и огромное количество разнообразных ката. Сами ката включают в себя разнообразные техники из различных источников, как на Окинаве, так и в Китае. Часть существующих сегодня ката школы были созданы самим Матайоши Шинко (Matayoshi Shinko) исходя из методов, которые он  узнал от своих учителей. Некоторые из ката были созданы самим  Матайоши Шинпо (Matayoshi Shinpo) и несколькими его старшими учениками. Многие сопряжение формы ката являются также созданием семьи Матайоши, хотя целая группа форм была создана учениками и последователями школы в сотрудничестве с самим Матайоши Шинпо (Matayoshi Shinpo). Вместе они образуют глобальную и обширную систему, которая в углубленном виде изучения характерна как для каждого вида оружия, так и предназначена для отработки общих методов невооруженной борьбы.

Некоторые другие стили (школы) окинавского кобудо.
Рюкю Кобудо Хоцон Шинкокай
Этот стиль был официально основан наставником  Тайра Шинкеном (Taira Shinken) в 50-х годах 20го века. Тайра сэнсэй также считает, что техника владения оружием Окинавы должна быть сохранена, и при развитии этого им собрано огромное число ката из арсенала созданного разными наставниками боевых искусств по всей Окинаве. Его стиль охватывает большинство видов оружие, как и школа Матайоши рю, хотя многие ката значительно отличаются друг от друга. Этот стиль является вторым основным по распространенности стилем кобудо на Окинаве.

Ямани рю
Это в первую очередь система техники бо-джитсу (bojutsu), хотя она также включает в себя некоторые ката сай. Источники указывают на то, что была связана со стилем фехтования Джиген-рю (Jigen) клана Сацума (Satsuma), который ранее правил на Окинаве, а также с методами Сакугава Тойдэ (Sakugawa Тode) - одним из самых известных направлений Раннего варианта окинавского каратэ. Школа Ямани рю считается одним из старейших стилей техники бо на Окинаве, хотя в настоящее время она является достаточно небольшой, но не потерявшей былой популярности.

Есть также ряд других более мелких школ Кобудо разнообразных стилей на Окинаве, в том числе, таких как Ухучику (Uhuchiku) кобудо и Хоншин рю (Honshin ryu). Многие известные учителя окинавского и японского каратэ также стали осваивать различные направления Кобудо и продолжают преподавать его в своих додзе. Некоторые наставники каратэ, практикуя ката кобудо с разными видами оружия, включают их в свои системы или сами подключаются к уже существующим стилям кобудо, созданным ранее более старшими учителями.

Японское  Кобудо
Существует ряд школ, изучающих и преподающих окинавское кобудо в Японии, в частности направления берущие начало от известных наставников  Инуе (Inye) и Сакияма (Sakiyama), которые в свое время сами были учениками Тайра Шинкен (Taira Shinken), но в общей массе популярность преподавания и глубина  знаний на основных японских островах окинавского кобудо достаточно ограничена. Хотя по всей Японии есть несколько прекрасных учителей окинавского кобудо.

Японский стиль корю (koryu) - традиционные японские боевые искусства во многом схожи с окинавскими школами и еще более непохожи друг на друга. В первую очередь японские школы имеют более военную окраску, используя традиционные японские мечи (катана), длинные и короткие ножи (вакидзаси, танто), копья (яри), нагината (японская алебарда). Другим отличием, акцентируемым окинавскими специалистами является форма и специфика выполнения индивидуальных ката, а также достаточно специфическая форма парной работы при отработке многих техник. Но в современном мире практика боевых искусств подвержена постоянному обновлению и модернизации за счет личностных представлений многих мастеров и наставников. Так что окинаское кобудо сохраняя свою самобытность, влияет на японские школы, и японские школы в современном виде проникают в системы окинавского кобудо, привнося свою специфику…

Мир непрерывно меняется и «Пусть расцветут тысячи цветов»!

 
Поиск
Назад к содержимому | Назад к главному меню