Жизнь ради смерти - Федерация Джиу-Джитсу Нижегородской области

Перейти к контенту

Главное меню:

Жизнь ради смерти

Боевые искусства > Самураи 侍

Согласно буддистскому обряду мертвое тело самурая сжигалось, а память о нем и о его подвигах начинала свою жизнь в сердцах его близких, обрастая множеством героических легенд. И не было для этого сословия лучшего примера для подражания, чем благородный воин, легко и просто расстававшийся с жизнью во имя собственного достоинства и чести называться истинным самураем.

Поначалу самураи являли собой в основном представителей низших и средних слоев общества, с течением же времени они постепенно начали выделяться в отдельное привилегированное сословие, а к моменту объединения страны под властью сегунов - в правящую элиту. В эпоху Токугава (1603-1867 годы) окончательно утвердились основные принципы отношений в обществе а также права и обязанности четырех японских сословий. И если еще в период Адзути-Момояма (1568-1600 годы) рядовой воин, обладавший изрядным честолюбием, вполне мог стать даже сегуном, а обыкновенный крестьянин - преобразиться в воина, то с установлением диктатуры Токугава такие трансформации стали абсолютно невозможными.

Сословное деление японского общества происходило по следующему принципу: на первом месте находились самураи, затем шли фермеры-крестьяне, обеспечивавшие все общество необходимыми продуктами питания, далее - ремесленники, занимавшиеся изготовлением мечей, доспехов, посуды, мебели, одежды, изящных произведений искусства, а на последней, низшей ступеньке классовой лестницы находились торговцы, считавшиеся тунеядцами, поскольку ничего не производили. Для самурая общение с ними считалось недостойным.

Вне сословий стояли представители духовенства и парии - люди "без рода и племени", которые занимались самой тяжелой и грязной работой и делились, в свою очередь, на эта (от японского - "много грязи") - наследственно отверженных, занимавшихся "нечистым" трудом: чисткой выгребных ям, убоем скота, выделкой шкур, погребением трупов, и хинин (от японского - "не люди"), которые были бродячими артистами, знахарями, бродягами и нищими. Хотя после обряда очищения они имели возможность переходить в другой класс. Над всеми этими сословиями номинально стояли император и придворная аристократия. Гораздо позже, уже в XVII - XIX веках, это деление стало выражаться словом "синокосё", состоявшим из четырех иероглифов, как раз и обозначающих все эти сословия.


На гравюре изображен военачальник армии Акети Мицухидэ Сайте Тосимитцу в ночь перед предательским убийством Ода Нобунага, 1582 год. Акети Мицухидэ, убив Ода Нобунага, смог удержать власть в своих руках только 13 дней. Его правление стало синонимом нестабильности, войдя в поговорку "сегун на тринадцать дней". Цукиока Ёситоси, 1885 год


Ночь перед сражением при Сидзугатакэ, в котором Хидэёси одержал первую большую победу на посту правителя. Тоётоми Хидэёси продолжил процесс объединения страны, начатый Ода Нобунага. На гравюре он изображен с раковиной, служившей боевым горном, и веером саихаи, с помощью которого военачальники отдавали команды войскам. Цукиока Ёситоси, 1885 год

Император, с середины VII века носивший титул тэнно - "Сын Неба", хоть и лишившийся реальной власти, тем не менее оставался для японского народа олицетворением его божественного происхождения. Еще с конца XII века императоры были фактически лишены возможности вмешиваться в политические дела, проводя свое время в основном за сложением стихов, занятиями различными искусствами и играми. Фактическими же властителями империи были сегуны. Несмотря на то что императорской столицей был город Киото, сегун, будучи человеком военным, производил управление страной из "собственной" столицы - "бакуфу", получившей такое название по аналогии с устанавливаемым на поле сражения полевым штабом (бакуфу) - матерчатым холстом, закрепленным на шестах, который закрывал командующего от стрел и пуль неприятеля. Со сменой сегуна столица переезжала на другое место, давая имя новому историческому периоду. Во времена правления сегунов из семьи Минамото (1192-1203 годы) столицей была Камакура, а при Асикага (1338-1573 годы) она вернулась в Киото, где в районе Муромати находилась их резиденция. С приходом в 1582-м к власти Тоётоми Хидэёси его резиденция переехала сначала в замок Адзути, а затем - в Момояма. И наконец сегун Токугава Иэясу перенес центр власти в основанный им в 1603-м город Эдо (ныне - Токио), остававшийся столицей сегунов Токугава до 1868 года.

Кирилл Самурский

 
Поиск
Назад к содержимому | Назад к главному меню